XLIV Международная филологическая научная конференция

Ябеда как одна из ключевых единиц русской правовой ментальности

Сергей Николаевич Гаврилов
Докладчик
доцент
адвокат Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга

195
2015-03-11
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе дается общая характеристика этимологии слова ябеда; представлены основные результаты историко-этимологического анализа слова;  сделаны выводы относительно значения феномена ябеды для изучения русской ментальности и правосознания.

Тезисы

Ябеда как одна из ключевых единиц русской правовой ментальности    1. Этимология  слова ябеда. В древнерусском языке существовал термин  ябетьникъ (Абетник) – ст. 1 Русской Правды (Кр.ред.): «любо ябетникъ, любо мечник». По мнению отдельных авторов, слово ябеда немецкого (В.О.Ключевский), древнескандинавского embǽtti «должность», «служба», «пост» (А.Г.Преображенский, П.Я.Черных, М.Фасмер) происхождения, либо, заимствованное из германского языка, является передачей древнеисландского  «embǼttiis - служащий» (Н.М. Шанский). 2. Историко-этимологический анализ слова ябеда. 2.1. В процессе исторического развития слово ябеда утратило в своем значении нейтральность (должностное судебное лицо) и приобрело отрицательную коннотацию (сутяжник, крючкотвор, доносчик, клеветник и др.). 2.2. Развивалось несколько значений слова ябеда, существовавших параллельно: 1) прошение, поданное в суд или другое правительственное учреждение, судебное дело, процесс; 2) клевета; 3) крючкотворство, сутяжничество. При этом происходило перераспределение ядерной и периферийной зон значения слова. 2.3. Не позднее первой трети ХХ века сема (3) перемещается в периферийную зону. Предположительно в это же время произошла актуализация значения доносчик, наушник, стукач.   2.4. В целях исследования феномена представляется важным: - выявить и провести анализ лексико-семантических парадигм слова ябеда; - установить динамику (периоды), причины и особенности смены состава ядерной и периферийной зон значения слова ябеда и, в частности, момент входа в ядерную зону семы (3), обозначавшей ябеду «процессуальную» (ябедники обвинялись в «составных вымыслах и лукавстве» (1697 г.), «напрасном и докучном челобитьи» (1720 г.), «хитро сплетаемых происках» (1762 г.)). 3. Значение ябеды для изучения русской ментальности и правосознания. Слово ябеда связано с основной категорией славянской этики и ключевым, для русской ментальности словом Правда. Ябеда является ее - Правды - антиподом и «когнитивной тенью» («ябеда как неправда»). Исследование ябеды позволяет расширить понимание самого феномена Правда. 3.1. Находящаяся в фокусе антитезы «Правда-Справедливость - Правда-Истина», ябеда является одним из «ключей» к русской правовой ментальности. 3.2. Будучи своеобразным индикатором отношения русского правосознания к ряду юридических феноменов, ябеда - явление для понимания русской правовой ментальности мониторинговое. Само изменение семантики (коннотации) слова ябеда отражает генезис и эволюцию в русском правосознании образов тех явлений, которые связанны с правовой сферой: процессуальный закон, процессуальная форма, состязательность, доказывание, судебное представительство и др. 3.3. Феномен ябеды способен многое прояснить в части основных отличий «западной» и «традиционной русской» парадигм правопонимания. Ябедничество рельефно демонстрировало то, что называлось «правым по закону, но неправым по совести» (ябедники «всякие вымыслы противу правды стараются употреблять» (1752 г.)). В этой связи важны особенности сосуществования в правосознании ябеды «процессуальной» («сутяжничество, соединенное с крючкотворством, имеющее целью получить судебным порядком…»), с ябедой «материальной» («… чего не подобает»). 3.4. Через призму ябедничества возможно рассмотреть особенности восприятия русским правосознанием формально-юридического, «западного» процессуального закона и полного субъективизма, неформализованного, носящего восстановительный характер, русского народного право-судия, основанного на Обычном праве. 3.5. Нормативные правовые акты периода XV-XIX веков, материалы  судебной практики о ябедниках и ряд других источников позволяют делать выводы о сути понимания законодателем и правоприменителем того, что определялось ябедой, а значит, неправдой в юридическом контексте. 3.6. Феномен ябеды для современного права, закона и правосознания остается актуальным, но обозначается по-иному: злоупотребление правом, шикана, рейдерство, нарушение норм адвокатской этики  и др.