XVII Международная конференция студентов-филологов

Концепт "душа" в поэзии О. Э. Мандельштама

Лидия Михайловна Аникина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2014-04-09
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе предлагается рассмотреть концепты как явление индивидуально-авторское. Анализ концептов русского языка в том виде, в каком они существуют в сознании носителей русского языка в определенную историческую эпоху, представляется возможным и в художественном произведении. В частности, подобный анализ  концепта «душа» в различных контекстуальных окружениях в поэзии О. Э. Мандельштама позволяет интерпретировать произведения поэта в соответствии с представлениями о его мировоззрении.

Тезисы

Концепт является основной единицей проявления ментальности, хотя до сих пор в науке не существует единого определения концепта. Вслед за Д. С. Лихачевым мы понимаем под концептом «личностное осмысление, интерпретацию объективного значения и понятия как содержательного минимума значения». Так как, по мнению ученого, значения слов необходимо исследовать с оглядкой на конкретную языковую личность, а распознавание концепта может производиться через контекст, представляется правомерным рассматривать концепты и как понятие индивидуально-авторское.
По мнению исследователей, одним из главнейших составляющих концептосферы русской культуры является концепт «душа».
Ю. С. Степанов пишет о том, что концептуализация души в ее отличие от духа происходит под влиянием христианства. В словарях русского языка понимание души связано с религиозным контекстом: словарь В. И. Даля: «Бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем значении: человек с духом и телом; в более тесном: человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смысле же теснейшем: жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа»; словарь под ред. Д. Н. Ушакова: «В различных религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека».
Концепт «душа» в поэзии О. Э. Мандельштама репрезентируется в 45 различных текстовых окружениях. Анализ выявленных контекстов позволяет расшифровать содержание концепта (Я чувствую непобедимый страх / В присутствии таинственных высот. / Я ласточкой доволен в небесах, / И колокольни я люблю полет! <…> Действительно, лавина есть в горах! / И вся моя душа — в колоколах … ). В результате исследования был сделан вывод, что одной из характерных особенностей авторской концептосферы является доминирование религиозной составляющей концепта «души», что соотносится с представлениями о мировоззрении поэта.