XVII Международная конференция студентов-филологов

Литературные коды и роль текста в организации пространства компьютерной игры Bioshock Infinite

Александра Ивановна Русакович
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-04-10
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Компьютерная игра Bioshock Infinite является не столько action-игрой, сколько нарративом, затрагивающим несколько дискурсов: политический, научный, религиозный, литературный. Игра частично основана на романе Айн Рэнд “Атлас расправил плечи”, при этом повествование наполнено многочисленными аллюзиями на англоязычных авторов XIX и XX вв. — британских и американских. Одни тексты вплетаются в другие и взаимодействуют между собой в рамках игры — самого подходящего пространства для того, чтобы приводить в движение смыслы и овеществлять метафоры.

Тезисы

Данный доклад посвящен анализу текста и интертекста в компьютерной игре Bioshock Infinite – анализ затрагивает не только сценарий как нарратив, но и надписи, плакаты и некоторые визуальные компоненты игры, которые могут отсылать нас к различным произведениям – хронологически: от Библии до “Бойцовского клуба” Чака Паланика.

Место действия игры представляет собой антиутопический город Columbia, альтернативный вариант развития американского общества, в котором идеи американского национализма и эксепционализма возведены в своеобразный религиозный культ, укреплять который призвана искусная пропаганда (в докладе упоминается, что игра отчасти основана на романе «Атлас расправил плечи» Айн Рэнд, но нас интересуют менее очевидные переклички). Однако события развиваются совсем не логично и не прямолинейно – в сюжете появляются научно-фантастические элементы, а в цитатном слое игры появляются новые произведения. Благодаря эклектичному стилю визуального оформления, напоминающему стимпанк (но только события происходят на полвека позже, чем в каноническом стимпанк-тексте), создателям игры удается совместить цитаты из Эдгара По и Джорджа Оруэлла, а аллюзии на пьесы Шекспира и Стоппарда слаженно "работают" на раскрытие глубины сюжета.

Помимо интертекстуальных отношений со знаменитыми литературными произведениями XIX и XX вв., а также с библейскими текстами и Декларацией независимости, очень важны для расшифровки наиболее сложных моментов в игре способы организации и репрезентации текста. Текст замедляется, режется, произносится задом наперед – это приемы, применение которых оправдано их ролью даже не в развитии повествования, а в появлении ветвей, отходящих от повествования. Формат компьютерной игры позволяет действовать в большем кол-ве измерений, чем книга (текст), картина (изображение) или фильм (видео) – поэтому в данной работе исследуется процесс, в ходе которого текст, как газ, “расширяется” и заполняет все доступные ему измерения.