XVII Международная конференция студентов-филологов

Явление "Нового Мифа" в гетеронимной поэзии Фернандо Пессоа

Лилия Витальевна Зеленская
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2014-04-09
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается явление "Нового Мифа", раскрывающееся в гетеронимной лирике Фернандо Пессоа, — тесное переплетение дионисийского и аполлонического начал. Также в докладе охарактеризованы такие присущие модернистской литературе феномены, как имперсонализация, интерсекционизм, динамичность предметов, поток вещей, каталоги — на фоне общей вакхической окраски лирики Алвару де Кампуша, гетеронима Фернандо Пессоа. Представлены примеры анализа стихотворений поэта, а также их переводы.

Тезисы

В творчестве Алвару де Кампуша (гетеронима Фернандо Пессоа) можно наблюдать калейдоскоп вещей, динамичность предметов, бесконечный их поток, в который погружается лирический герой, а вместе с ним и сам читатель. Разрушение границ предметов достигается через диффузность их изображения, быструю замену одного предмета другим. Динамичность произведения, бегущие строки вводят читателя в ментальную дисгармонию, лишают возможности остановиться. Сдвиг временных границ, слияние прошлого и будущего в один поток настоящего трансформируют сознание читателя. Нарушение пространственно-временных границ превращается из футуристического бунта в рождение "Нового Мифа", так называемой неоантичности. Лейтмотив творчества Алвару де Кампуша - это явление замены Бога на Машину, закономерно произошедшее в двадцатом веке на фоне технического прогресса. Учитывая вакхический окрас произведений, можно утверждать, что в сознании де Кампуша феномен христианского Бога полностью вытесняется, а Машина выступает в роли некоего языческого божества. Машины не являются неживыми предметами, напротив, они обладают определенными витальными силами. Более того, они наделяются определенной властью. Ранее свойственное человеку явление смещения ответственности на Бога теперь переносится на технический прогресс. Индивид добровольно отдает себя во власть Машин. Машины - новые титаны, а футуристичный мир лирики де Кампуша представлен как некая инфернальная неоантичность.