XVII Международная конференция студентов-филологов

Грыжа: номинации в заговорах и лечение (на материале говоров Архангельской области)

София Вячеславовна Гаврилова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2014-04-07
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются различные номинации детской болезни "грыжа" в заговорах и рассказах носителей диалектов Архангельской области (Пинежье, Мезень, Каргопольский и Приморский районы), анализируется структура заговоров, выделяется три возможных типа заговоров на лечение грыжи (два самостоятельных и один смешанный), а также осуществляется попытка обобщить знания о видах "диалектных грыж".

Тезисы

Диалектные упоминания болезни "грыжа", которая не является сугубо детским заболеванием, встречаются лишь в "детском" контексте. В архангельских говорах наиболее распространены номинации, в одной стороны, грыжа и грызь, с другой стороны, безличные наименования грызет, ест, выходит, пупок загрызает. Последние номинации могут употребляться в контексте номинации другой болезни (например, корчи, исполоха, щетинки) или, шире, порчи.
Лечение собственно грыжи заключается, согласно диалектным данным, во-первых, в нашептывании знающих бабушек, во-вторых, в каком-либо ритуальном действии. Обычно оба способа сочетаются в заговорах. По структурным различиям заговоры делятся на три типа (два основных и один смешанный):
1. используется формула "я сама дитя носила, я сама приносила / кормила / поила, сама и грыжу заговариваю", в которой мать больного ребенка выступает в роли субъекта "загрызания" - избавления от болезни;
2. содержатся прямое обращение к грыже и отсылка ее к определенному локусу (чаще всего в темный лес, в чисто-поле, к пню-колоде) с пожеланием "ешь и грызи пень и колоду, а раба Божьего <имярек> не ешь, не грызи";
3. сочетаются оба структурно обязательных элемента двух основных типов заговоров (то есть имеется как "загрызание" матерью, так и отсылка грыжи к определенному локусу).
Значимым компонентом заговора на грыжу является упоминание щуки и щучьих зубов в качестве оберега или средства "загрызания" грыжи. Ритуальные действия, сопровождающие лечение грыжи, очень разнообразны (например, намазывание пупка щуровым маслом, обкачивание ребенка в бане, лечение напитком, сваренным из "грызной травки", надкусывание пупка матерью и др.). 
Интересным представляется вопрос о числе диалектных грыж. Перечисление всех грыж в заговоре (пахова, пупова, понова, жыльна и т. д.) обычно заканчивается указанием на 12 грыж, однако данные диалектных словарей и разные заговоры в сумме дают гораздо большее количество грыж. Некоторые заговорные номинации грыж до сих пор не кодифицированы.