XVII Международная конференция студентов-филологов

Принципы моделирования коммуникативного взаимодействия в англоязычных ток-шоу (на основе анализа экспериментальных данных)

Наталия Витальевна Чернова
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет

184
2014-04-10
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования состоит в изучении особенностей коммуникативного взаимодействия участников англоязычных ток-шоу и формулировании принципов его моделирования. В докладе представлен обзор и интерпретация результатов психолингвистического эксперимента с англоговорящими испытуемыми, а также освещены некоторые закономерности, выявленные в ходе проведения эксперимента. Полученные данные позволяют наметить пути построения динамической модели коммуникации в англоязычных ток-шоу.

Тезисы

С развитием масс-медиа в XX веке появился новый жанр – ток-шоу, широко востребованный на телевидении и сейчас. Особенности ток-шоу заключаются в том, что коммуникация представляет собой частично смоделированный полилог, в котором медиаторы направляют общение согласно заданному сценарию, а гости адаптивно подстраиваются под логику развития взаимодействия или же отступают от нее, формируя новое направление дискуссии. Представляется, однако, что даже подобная нелинейная коммуникация подчиняется определенным закономерностям развития, которые невозможно описать с помощью известных моделей коммуникации. Именно поэтому актуальную задачу представляет разработка принципов построения модели коммуникации, способной «зафиксировать» динамику нелинейного коммуникативного взаимодействия. Для того чтобы разработать принципы моделирования коммуникации в англоязычных ток-шоу, необходимо проведение эксперимента с носителями языка. Наш эксперимент был направлен на верификацию следующих гипотез: (1) участник коммуникации прежде всего ориентируется на формальные связи между речевыми действиями коммуникантов, однако именно содержательные связи будут являться ключевыми для понимания общей логики развития дискуссии и формулирования ответного речевого действия; (2) целостность и связность коммуникации являются ее основными характеристиками, без которых участники общения не смогут выстраивать дальнейшее взаимодействие. Для верификации гипотез испытуемым предлагалось два экспериментальных задания: (1) проанализировать разные фрагменты коммуникации (с более или менее выраженными формальными связями) и оценить их с опорой на шкалы «понятный-непонятный», «логичный-нелогичный», «целостный-нецелостный», а также сформулировать основную идею фрагмента и мотивы коммуникантов; (2) выстроить логику коммуникативного взаимодействия (из перепутанных реплик). В докладе представлены результаты эксперимента, позволяющие наметить пути построения динамической модели коммуникации в англоязычных ток-шоу.