XVII Международная конференция студентов-филологов

Средства реализации авторской стратегии в поэзии авангарда (на материале поэтических произведений Н. Искренко)

Ксения Эдуардовна Куимчиде
Докладчик
студент 4 курса
Тюменский государственный университет

188
2014-04-11
19:40 - 20:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе, посвященном исследованию новообразований, прецедентных текстов, авторской пунктуации и других средств графики в произведениях Нины Искренко, рассматриваются отдельные стихотворения из разных поэтических циклов и выявляется участие тех или иных средств в реализации авторских интенций с точки зрения элитарной и массовой литературы, а также соответствия творчества поэтессы принципам авангардного искусства.

Тезисы

В системе эстетических ценностей культуры ХХ в. выделяется одно из основных направлений творчества – авангардное искусство, смысл которого – в активном и агрессивном воздействии на публику через шок, скандал, эпатаж.
Одним из самых ярких поэтов московской "новой волны", вошедшей в отечественную литературу в середине восьмидесятых годов, стала Нина Искренко.
Прежде всего стоит отметить ее склонность к полистилистике – смешению различных слоев лексики: «Полистилистика / это когда одна часть платья / из голландского полотна / соединяется с двумя частями / из пластилина / А остальные части вообще отсутствуют».
Еще одной яркой особенностью поэзии Нины Искренко является графическое оформление ее стихотворений, например, зачеркивание фрагментов текста для создания комического эффекта и нового парадоксального образа: «Федор Михайлович Достоевский / и тот <…> выпил бы рюмку "Киндзмараули" /  ̶з̶а̶̶ з̶д̶о̶р̶о̶в̶ь̶е̶ ̶Т̶о̶л̶с̶т̶о̶г̶о̶  за здоровье толстого семипалатинского / мальчика». Стоит обратить внимание и на отсутствие какой-либо пунктуации, подчеркивающее полисемантичность высказывания.
Используются и другие средства реализации авторских интенций, например, индивидуально-авторские новообразования: «Тело ломит / пикассит и мандельштамит» – и использование прецедентных текстов, знакомых массовому читателю, но открывающих иные грани более вдумчивому элитарному читателю: «Вид линии электропередач / Отечества нам сладок и приятен». В произведениях поэтессы меняется акцентуация, слова употребляются в совершенно непривычной грамматической форме, используется звукопись.
Таким образом, для привлечения читательского внимания Нина Искренко использует в соответствии с принципами авангардного искусства целый комплекс различных средств – от графического и визуального выделения фрагментов текста до создания новых речевых единиц. Цель ее творчества – используя комический эффект и при этом шокировав читателя, привлечь его внимание к проблемам современного мира.