XVII Международная конференция студентов-филологов

Конструкция "тоном + Р. п. имени": грамматика и семантика

Ольга Игоревна Кириенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2014-04-09
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

На материале текстов русской художественной литературы (конец XIX — начало XX в.) рассматриваются грамматический статус и семантическое многообразие вариативной части конструкции «тоном + Р. п. имени» (тоном строгого наставника). Частотная в употреблении, эта конструкция анализируется с точки зрения ролевой теории в лингвистике.

Тезисы

Характеристика звучания голоса человека является достаточно частотной в русской художественной литературе конца XIX – начала XX в., например: тоном взрослой, рассеянно наблюдающей ребячьи глупости, тоном хладнокровного ученого-социолога и т. п. Грамматически данные сочетания представляют собой устойчивую двухкомпонентную модель: «тон» в Т. п., ед. ч. + существительное (субстантивированное прилагательное/ причастие), номинирующее лицо, в Р. п., ед. ч. (реже во мн. ч.). Также эта модель может дополняться определениями к обоим компонентам. Существительное в Р. п. – это, как правило, должность, возрастная категория или другая ситуативная роль, которой один из говорящих наделяет другого по манере говорения. Так, по определенному постоянству грамматического состава и характерной лексической наполненности сочетание «тоном + Р. п. имени» можно определить и как единицу фразеологии (в широком смысле), и как конструкцию (в рамках Грамматики конструкций Ч. Филлмора), и как простое словосочетание. На наш взгляд, сочетанию «тоном + Р. п. имени» более всего соответствует определение конструкции. Что касается семантики, то наш материал свидетельствует об определенных тенденциях в употреблении тех или иных номинаций и позволяет составить на его основе разноаспектные классификации. В том числе в анализируемых примерах ясно прослеживаются отношения синонимии–антонимии (тоном взрослоготоном ребенка). Синонимические отношения позволяют распределить примеры на 3 тематические группы (условно названные «Начальник», «Знаток» и «Подчиненный/ Незнающий»), а на основе антонимических отношений выстраивается иерархия возможных отношений собеседников в диалоге. Таким образом, с помощью звучания голоса и его номинации происходит распределение ролей в диалоге. В связи с количественным преобладанием некоторых номинаций звучащей речи, можно говорить о некой типизированности отношений говорящих в диалоге и, как следствие, об особенностях русской языковой картины мира.