XVII Международная конференция студентов-филологов

Языковые средства создания перцептивного образа (на примере романа Джона Уиндема “The Day of the Triffids”)

Анатолий Анатольевич Фомин
Докладчик
студент 5 курса
Кемеровский государственный университет

201
2014-04-09
14:40 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается вопрос перцептивной визуализации образа на материале фразеологизмов, указываются языковые средства вербализации образа.




Тезисы

В информационном обмене человека с окружающей средой участвуют несколько способов кодирования информации. Мы остановимся на визуальном способе, с помощью которого автор создаёт определённый перцептивный образ в произведении.
В романе Джона Уиндема «День триффидов» используется визуальный способ кодирования информации, проявляющийся  в акцентуации зрительного компонента восприятия при отсутствии функции зрения у персонажей:  “They [stars] make people's faces look frightfully ghastly. Everybody's out watching them, and sometimes it's almost as light as day - only all the wrong color. Even' now and then there's a big one so bright that it hurts to look at it. It's a marvelous sight. It is such a pity you can't see it, isn't it?” “It is,”... “She can’t help reminding me that I’m blind as a mole,” I thought to myself.  “If only you hadn't those bandages you'd have a wonderful view of it from here,” she went on.
Доминантой тематической сетки являются глаголы с семантикой зрительной активности (to watch, to see, to have a view), слова с семантикой цветовой принадлежности (bright green, as light as day wrong color, a big one so bright). Особую смысловую нагрузку несёт на себе глагол to look со значениями «смотреть», «представлять», «воображать».  Для описания непосредственно слепоты автор использует фразеологизмы blind as a mole”, pitch darkness”.
Лексические единицы с семой «зрительная перцепция» играют важную стилистическую функцию в создании перцептивного образа мира слепых. Перцептивный образ даёт возможность охарактеризовать глубинную сторону авторской философии бытия, а визуальный способ кодирования информации открывает читателю мировосприятие и мироощущение слепого человека.