XVII Международная конференция студентов-филологов

Цельность и связность как психолингвистические категории текста (опыт экспериментального исследования)

Анастасия Олеговна Степанова
Докладчик
студент 4 курса
Новосибирский государственный технический университет

184
2014-04-10
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию таких свойств текста, как цельность и связность, с психолингвистической точки зрения. Для выявления особенностей функционирования данных свойств нами была предпринята попытка экспериментального исследования, в ходе которого реципиентам предлагалось осмыслить дефектный текст с нарушенными свойствами цельности и связности.

Тезисы

Изучение процессов понимания текста может осуществляться с различных точек зрения и в разных аспектах. Понимание текста рассматривается психолингвистами и с позиции автора-создателя текста, и с позиции читателя, воспринимающего его, и с позиции свойств текста, обусловливающих протекание процесса понимания.
Наше исследование сконцентрировано на изучении понимания текста как результата успешного функционирования психолингвистических свойств текста, таких как цельность, связность, креолизованность, скважность, прецедентность, эмотивность. Несмотря на важность всех вышеперечисленных свойств, мы считаем, что именно цельность и связность текста позволяют читателю «установить контакт» с автором, проникнуть в смысл прочитанного.
Цельность текста формирует смысловую организацию текста, единство всех элементов его смысловой структуры. Последовательность элементов текста определяет его связность. В своем исследовании мы исходим из того, что нарушение смыслового единства текста и его организации на морфологическом, лексическом, синтаксическом уровнях затрудняет понимание текста.
Для подтверждения данного тезиса нами был проведён психолингвистический эксперимент, в ходе которого реципиентам предлагался текст с нарушенными свойствами цельности и связности и серия заданий к нему. При выполнении заданий испытуемые должны были сформулировать тему и идею текста, составить ряд ключевых слов, оценить текст с точки зрения логичности. Результаты эксперимента продемонстрировали отсутствие четких читательских представлений о теме, авторской идее, логике текста; показали, что процесс понимания дефектного текста протекает затрудненно, со сбоями.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили нашу мысль о том, что цельность и связность имеют ключевое значение для процесса понимания текста.