XVII Международная конференция студентов-филологов

О специфике формы представления терминов гуманитарных наук: на материале терминологии дисциплины «Мастерство актера»

Илья Игоревич Кривоносов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2014-04-11
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности формы представления терминологии гуманитарных наук и искусств. В ходе анализа терминов предмета «Мастерство актера» работа с ассоциативными группами и микродеревьями, уточняющими парадигматические отношения внутри групп, оказывается наиболее эффективной для описания слабо структурированной терминологии.

Тезисы

При изучении любой логико-понятийной системы и соответствующей ей системы терминов неизбежен вопрос о способах их описания. Выбор подхода обусловливается спецификой исследуемой области. В большинстве работ, посвященных анализу и упорядочиванию лексики техники, точных и естественных наук, в качестве основной формы представления отношений и связей, существующих в данной системе, рассматриваются семантические сети, которые, однако, не так эффективны для имеющей менее структурированную природу терминологии гуманитарных наук и искусств. 
На материале терминов предмета «Мастерство актера» рассматриваются формы представления слабо структурированной специальной лексики с высокой диффузностью в значениях.
После выделения терминоподобных единиц из основных  работ К. С. Станиславского для каждой из них была установлена соответствующая дефиниция. Определения были взяты из текста пособий или сконструированы и выверены при помощи консультантов-специалистов. Кроме того, для каждого термина были выбраны цитаты с примерами употребления. Уточнение дефиниций дало возможность, во-первых, признать определенное количество терминов предтерминами или некорневыми терминами области «Мастерство актера» и, таким образом, сократить общее количество единиц для анализа. Во-вторых, оно позволило разбить термины на тематические классы. Применение графов в виде дерева не для всех отношений в классах дало вполне эксплицитное представление, а для некоторых оказалось невозможным. Так, было принято решение в соответствии с логикой теории нечетких множеств перейти к последовательному разбиению всех терминов на ассоциативные группы и микрогруппы c построением деревьев там, где это окажется возможным.
Таким образом, для упорядочивания терминологии актерского мастерства, имеющей относительно нечеткую структуру, наиболее эффективной представляется работа с ассоциативными группами и микродеревьями, уточняющими парадигматические отношения внутри групп.