XVII Международная конференция студентов-филологов

Вставные конструкции как синтаксическое средство диалогизации в научно-учебном тексте (на материале учебника «Литературная Матрица», Т.1)

Полина Викторовна Аполлонова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2014-04-09
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются вставные конструкции, использующиеся в научно-учебном пособии "Литературная Матрица". Употребление вставных конструкций в данном издании связано с коммуникативной задачей воздействия на адресата. Представлены синтаксические разновидности вставных конструкций, выявлены их функции.

Тезисы

Уникальность учебного пособия «Литературная Матрица» заключается в том, что оно являет собой образец смешения различных стилевых систем. По своему предназначению «Матрицу», учебное пособие, соответствующее цели научной речи, можно отнести к научно-учебной литературе, по языковой реализации – к научно-публицистическому подстилю, в рамках которого авторы стараются сделать текст доступным, имея направленность на определенного адресата, что предполагает «диалогичность изложения». Диалогичность мы понимаем как «проявление социальной сущности языка, реализуемой при коммуникации» [Кожина,1986, с.13]. М. Н. Кожина выделяет использование вставных конструкций как одно из средств выражения диалогичности в научном тексте. Используя вставные конструкции, автор внедряет в линейное повествование различные вставки, состоящие из дополнительных сведений (пояснений, примеров, уточнений, выражений собственного мнения). Вставные конструкции активно используются в «Матрице» как средство взаимодействия с адресатом. Общее число рассмотренных единиц – 432. Мы разделили вставные конструкции на семантические группы: 1) пояснение; 2) передача дополнительных фоновых знаний; 3) модальная оценка; 4) конкретизация; 5) активизация внимания адресата; 6) авторское домысливание. В количественном отношении преобладают вставные конструкции 2-ой группы (98 единиц), что можно объяснить стремлением адресанта активизировать внимание адресата и донести до него полезную информацию. Анализ вставных конструкций в тексте «Матрицы» показал, что коммуникативные параметры «Матрицы» сориентированы на адресат – учеников старшей школы. Коммуникативное взаимодействие между адресатом и адресантом в "Литературной Матрице" активно проявляет себя на синтаксическом уровне.