XVII Международная конференция студентов-филологов

Рецепция творчества Уильяма Блейка в литературе, музыке и кино ХХ века

Анна Сергеевна Синелобова
Докладчик
студент 5 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

191
2014-04-09
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлено исследование влияния творчества английского поэта Уильяма Блейка на деятелей искусства ХХ века (О. Хаксли, Д. Моррисона, Х. Л. Борхеса, Д. Джармуша). Отталкиваясь от теории интермедиальности, описывающей взаимодействие различных видов искусства, мы прослеживаем рецепцию творчества Уильяма Блейка в литературе, музыке и кино ХХ века. Такой подход позволяет обнаружить прочную взаимосвязь идей двух различных эпох и глубже понять современную культуру.

Тезисы

Английский поэт XIX века – Уильям Блейк – долгое время оставался забытым, и только в ХХ веке его творчество было переосмыслено, а его имя было заново вписано на страницы истории литературы. Огромное влияние Блейк оказал на творчество многих писателей, поэтов, музыкантов, а также других видных деятелей культуры ХХ века. В их числе - Олдос Хаксли, Хорхе Луис Борхес, Боб Дилан, Джим Моррисон, Джим Джармуш.
Наше исследование представляет собой попытку дать ответ на вопрос о причинах, которые заставили представителей творческой и интеллектуальной элиты ХХ столетия обратиться к творчеству английского поэта-мистика. Основной концепцией исследования является теория интермедиальности, которая позволяет глубже понять интерпретацию творчества Блейка представителями различных видов искусства.
Анализ произведений Хаксли, Моррисона, Джармуша и других представителей культуры ХХ века в свете творчества Уильяма Блейка позволит лучше понять ее специфику, а также обнаружить связи между двумя разными историческими эпохами, сформировавшимися через взаимодействие различных видов искусств.
Возросший интерес к творчеству Блейка обусловлен историческими процессами, с одной стороны, и развитием философской мысли, с другой. Визионерский опыт Блейка был воспринят потомками как выход за пределы рационализма, как попытка вернуться к чистому восприятию, утраченному в процессе вербализации реальности.