XVII Международная конференция студентов-филологов

О возможности применения метода профилирования Ежи Бартминьского на материале русского языка и культуры

Яна Юрьевна Должанская
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

171
2014-04-11
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются основные положения методики изучения стереотипов польского этнолингвиста Е. Бартминьского, предложенной им в рамках работы над словарем стереотипов польского языка и культуры. На основе изучения этнических стереотипов юга России делается вывод о возможности эффективного применения метода профилирования для изучения русской региональной языковой картины мира. Кроме того, рассматриваются возможности дополнения методики современным материалом (региональная литература, интернет-ресурсы) и необходимость использования диахронического подхода.

Тезисы

Польский исследователь Ежи Бартминьский (Jerzy Bartmiński) в процессе развития этнолингвистического метода сформулировал понятие языкового стереотипа, предложил метод профилирования как основного при изучении этнических стереотипов и создал концепцию словаря стереотипов. Польская этнолингвистика, основоположником которой является Е. Бартминьский, в отличие от московской этнолингвистической школы, считает язык единственно надежным источником для изучения картины мира, рассматриваемой исключительно в синхронном плане. В связи с этим возникает исследовательский вопрос: насколько метод, предложенный польским этнолингвистом, может быть адекватно использован при исследовании русского языка и русской языковой картины мира? Изучив метод профилирования и рассмотрев его применение к описанию отдельных стереотипов в польском языковом сознании (например, стереотипы «мать», «немец»), мы пришли к выводу о том, что для создания «прототипического профиля» на материале русского языка метод Е. Бартминьского может быть эффективно использован. Кроме того, этот метод позволяет изучать локальные стереотипы, в нашем случае – южнорусские. В частности, анализ лексической семантики, этимологии, устойчивых сочетаний, результатов анкетирования «работает» на материале как русского литературного языка, так и южнорусского региолекта (нами был проведен анализ таких стереотипов, как «казак» и «хохол»). Работа с материалом показала, что позиции профилирования могут быть дополнены анализом региональной литературы, интернет-ресурсов, а также необходимостью диахронического изучения содержания стереотипа, что дает возможность четче обозначить его современное содержание.