XVII Международная конференция студентов-филологов

Русская комедия языком прозы: роман Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских»

Анастасия Михайловна Ершова
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

188
2014-04-11
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В романе Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских» представлена галерея ярких персонажей блока комедий конца XVIII — начала XIX в. При анализе 50 комедий данного периода удается проследить, как вокруг сходных сюжетов формируются созвездия персонажей с типичным амплуа и повторяющимися именами. Бегичев, используя возможности художественного пространства романа, показывает, как формируются и развиваются характеры комедийных героев. Роман, таким образом, насыщается подробными деталями описания дворянского быта, что впоследствии получает развитие в русской романной традиции.

Тезисы

К концу 1820-х гг. русская комедия – в первую очередь, «светская», генетически восходящая к классицистической комедии второй половины XVIII - начала XIX в. – фактически завершала определенную фазу своей эволюции, уже дав лучшие образцы: произведения А. А. Шаховского, Н. И. Хмельницкого, А. И. Писарева и, разумеется, «Горе от ума». Поскольку большая часть этих комедий ставилась на сцене и шла с успехом, набор амплуа, характерных героев, сюжетных линий (предлагающих, согласно задаче комедиографии той эпохи, колоритные зарисовки современных нравов) стал привычным для зрителя и легко узнавался, пробуждая соответствующие ассоциации и ожидания. Роман «Семейство Холмских» вышел в свет в 1832 г., традиционно его относят к разряду нравоописательных сочинений. Однако даже при беглом знакомстве с «Семейством Холмских» в нем легко обнаружить героев и ситуации, характерные для русской комедии «предгрибоедовского» и «грибоедовского» типа. В работе, по которой предполагается сделать доклад, такие схождения выявлены на основе системного анализа 50 русских комедий последней четверти XVIII – начала XIX вв. Мы демонстрируем, что Бегичев использует не только сложившиеся в русской комедиографии «созвездия» (констелляции) персонажей, носящих определенные (как правило, семантизированные) фамилии и имена, но и комедийные сюжеты с их участием. При этом художественные возможности романа позволяют Бегичеву развить линии этих сюжетов, «вытянуть за поля» текст, предназначенный для сцены, т. е. по определению скупой на предысторию и «пост-историю» героев. Собранный материал позволяет высказать предположение о том, что усвоение «Семейством Холмских», одним из первых русских «семейных» романов, комедиографического пласта (с его замкнутым, типажным, хорошо подходящим для художественного переосмысления и ремоделирования миром) явилось необходимым условием для дальнейшего развития этого типа романа в русской литературе – в таких его образцах, как «Анна Каренина», «Господа Головлевы» и др.