XVII Международная конференция студентов-филологов

Функции бестиария в романе У. Эко "Баудолино"

Диана Дамировна Хайретдинова
Докладчик
студент 3 курса
Башкирский государственный педагогический университет

201
2014-04-10
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются образы животных в романе У. Эко «Баудолино». Сопоставление персонажей Эко со средневековыми источниками (от «Физиолога» до «Абердинского бестиария») позволяет обозначить предшествующие тексту бестиарные сюжеты. Анализируется авторская стратегия в выборе деталей, мотивов и способов их представления, в том числе и на уровне стилизации различных жанров (трактаты о животных, рассказы путешественников и др.). Основное внимание уделено двум персонажам (Единорог и Василиск), играющим ключевую роль в структуре романа как в повествовательном, так и в символическом плане.

Тезисы

Исходной точкой данного исследования послужило сопоставление описаний животных в романе У. Эко с известными средневековыми бестиариями. «Второе поколение» бестиариев, по классификации М. Р. Джеймса (1928), представляло собой компиляцию нескольких источников, главным образом, «Физиолога», а также «Этимологии» Исидора Севильского, «Шестоднева» Святого Амвросия и «О природе вещей» Рабана Мавра. Мы опирались в основном на Абердинский бестиарий (ок. 1200 г.), считающийся одним из наиболее полных сохранившихся бестиариев. У. Эко упоминает в «Баудолино» достаточно большое число зверей, знакомых читателю по средневековым бестиариям (общее количество животных — 48, контекстов — 8). Особую роль в структуре романа играют, на наш взгляд, два персонажа, давно ставшие эмблемой средневековой культуры — Единорог и Василиск. Мотив Единорога служит исходной точкой сюжетного повествования. Собственно, это первая «история» Баудолино, то ли сочиненная героем, то ли «всплывающая» в его сознании. Эко ориентируется на более «возвышенный» вариант образа и не упоминает о сходстве с козленком («Физиолог»). Подробно воспроизведён в романе традиционный сюжет о поимке Единорога. Возможно, смешение «риторического» стиля с просторечьем в рассказе героя (помимо языковой игры и комического эффекта) имеет и другую функцию — скрыть от читателя удивительную «эрудированность» Баудолино. Демоническим двойником Единорога в романе становится Василиск. Баудолино и его спутники встречают его в Абхазии. Герой побеждает мифологического змея с помощью зеркала. В Средние века этот сюжет связывают с Александром Македонским («Римские деяния»). Очевидна параллель с античной Медузой Горгоной. Галерею инфернальных существ продолжает демоническая «троица» (кот, мантикора, химера). В ходе анализа обнаружились интересные детали, добавленные, по-видимому, самим У. Эко, который известен мастерством комбинирования реальных исторических деталей и художественного вымысла.