XVII Международная конференция студентов-филологов

Образ современницы в романах К. К. Вагинова "Козлиная песнь" и А. Ф. Лосева "Женщина-мыслитель": два портрета М. В. Юдиной

Евгения Владимировна Андриенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Тюменский государственный университет

188
2014-04-10
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Романы «Козлиная песнь» К. К. Вагинова и «Женщина-мыслитель» А. Ф. Лосева разделяет чуть более пяти лет. Они соотносятся с русским литературным андеграундом 20-30-х годов и посвящены осмыслению трагической судьбы последних представителей Серебряного века. В обоих произведениях одной из центральных фигур, олицетворяющих собою Серебряный век, становится женщина, прототипом которой была великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина. Доклад направлен на раскрытие особенностей создания этого образа, которые свидетельствуют о разном понимании судьбы Серебряного века у Вагинова и Лосева.

Тезисы

Романы «Козлиная песнь» К. К. Вагинова и «Женщина-мыслитель» А. Ф. Лосева создаются в 20-30-е годы, однако их сближает не только время создания, но и судьба: они становятся известны широкому читателю только в конце ХХ века. Но главное то, что независимо друг от друга оба автора обращаются к созданию образа современницы (Муся в «Козлиной песни» и Мария Радина в «Женщине-мыслителе»), избирая в качестве прототипа героини реальное историческое лицо, великую пианистку Марию Вениаминовну Юдину.
В докладе анализируются приемы создания этого образа, его роль в тексте и бросающиеся в глаза отличия, которые обусловлены не только различием в замыслах, но и пониманием судьбы Серебряного века.
Роман «Козлиная песнь» можно назвать эпитафией по уходящему Серебряному веку. Об этом говорит не только трагический монолог автора-персонажа о судьбе отвергнутой культуры, но и смерть героини. Намеренно снижая этот образ, автор все же оберегает его от опошления: она всего лишь один из мотивов этой «песни» с предопределенной судьбой. Смерть Муси, как и духовного наследия рубежа веков, в советской эпохе неизбежна.
У А. Ф. Лосева Радина  наиболее рельефное выражение духовного опыта, сформировавшегося на рубеже XIX – XX веков. Воплощением его становится ее музыкальное творчество и жизненная дисгармоничность, для которой герои тщетно пытаются найти логическое обоснование.
Роман А. Ф. Лосева – это антитеза по отношению к роману К. Вагинова, но не в оценке философов Серебряного века, роли женщины или интерпретации личности М. В. Юдиной. Он антитеза в понимании судьбы художественного опыта русской культуры рубежа веков. Главную задачу А. Ф. Лосев видит в том, чтобы раскрыть невероятную сложность этого сокровища, которое нельзя ни убить, ни забыть. И явление Радиной во сне Вершинину после ее трагической гибели символизирует бессмертие этого опыта.