XVII Международная конференция студентов-филологов

Расширение семантического пространства образа вампира в современной культуре: от демонизации к квазигуманизации

Евгения Юрьевна Логуновская
Докладчик
магистрант 1 курса
Белорусский государственный университет

213
2014-04-07
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается феномен популярности вампирской тематики в современной культуре. Автор анализирует расширение семантического пространства образа вампира, для чего предлагает самостоятельно разработанную систему классификации персонажей. В качестве выводов предлагается модель семантического пространства образа вампира. Особое внимание обращено на специфику современной культуры, связанную с распространением вампирской темы. 

Тезисы

1. В современной культуре вампирская тематика переживает настоящий бум. Ранее ни один фольклорный образ не получал столь широкого распространения.
2. Происходит расширение семантического пространства образа вампира: существует много терминов-синонимов, называющих вампира и накладывающих свой отпечаток на его черты; образ вампира менялся, перед нами он представлен как результат этого процесса; на персонажа накладывает отпечаток культурный контекст, в котором он представлен. Таким образом, актуально определение семантического пространства образа вампира.
3. Опираясь на опыт классификации персонажей Р. Барта и В. Проппа и учитывая специфику вампирской тематики, мы предлагаем функционально-аксиологическую классификацию дискурса «вампир» как основу для определения границ и структуры семантического пространства. Исходным тезисом стало то, кем является персонаж и что он делает. Классификация основывается на теории потребностей А. Маслоу.
4. Вампир может находиться на разных ступенях пирамиды Маслоу. Мы выделили несколько типов образа: вампир витальный, вампир-аристократ, вампир-соблазнитель, вампир-мутант, которые формируют семантическое пространство. В современной культуре наиболее полно они представлены в литературе и кино, основой для появления вампира в литературе стал фольклор.
5. Расширение семантического пространства образа вампира можно охарактеризовать, используя два термина: демонизация (нижняя планка: вампир — существо, неспособное мыслить, стремящееся к убийству) и квазигуманизация (верхняя планка: отрицательный персонаж вписан в систему моральных ценностей человека, изображается жертвой, страдальцем).
6. Квазигуманизация говорит о том, что для современной культуры характерно размытие границ добра и зла, подталкивание к принятию Иного и одновременно борьба с Иными (основана на мифологической оппозиции Я — Другой). Образ вампира демонстрирует такую черту современной культуры, как квазисинхрония — одновременное существование и фольклорных, и литературных образов.