XVII Международная конференция студентов-филологов

Театральность в романе Гарольда Пинтера "Карлики"

Ксения Владимировна Аржанцева
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

201
2014-04-10
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе предметом исследования является театральный код прозы Гарольда Пинтера "Карлики". Наследуя традиции одного из самых загадочных чешских писателей-модернистов XX века — Франца Кафки, современный британский писатель, попробовавший себя во всех родах литературы, создает произведение, в рамках которого его герои ведут беседы о Боге и о религии, о реальных человеческих отношениях и законах мирового общежития. Драматизм повествования и изобилие диалогов, составляющих ядро произведения, позволяют проследить использование автором сценических приемов и самоценной игры с самим текстом.

Тезисы

Роман «Карлики» — роман о языке, культуре, религии и сложности человеческих отношений; его герои размышляют о значении Шекспира, говорят об Иисусе и Мессии, Бахе; через их диалоги читатель узнает о том, в чем состоит роль поэта, друга, отношений вообще. Его герои нетерпимы к человеческой глупости, для них жизнь представляет собой сражение с призраками, с самими собой и миром, полным лжи и несправедливости. Пинтера, для того чтобы его понять, необходимо читать в контексте драматургии, театрального искусства в целом, потому как на примере прозаического, как может показаться на первый взгляд, произведения виден неоспоримый талант писателя как реформатора театра, который смело играет с формой и содержанием, преодолевая условные рамки текста и выходя за его пределы. В этом романе Пинтер продолжает кафкианскую традицию, что прослеживается в таких деталях, как построение диалогов, составляющих большую часть текста: они буквально выбрасывают человека как он есть на всеобщее обозрение; в нем сложно проследить сюжет, так как его в романе в традиционном понимании нет, что мы наблюдаем и у Кафки, где череда действий героев замкнута в пространственном и временном континууме; герои надевают маски до того момента, как к ним приходит осознание того, что так больше продолжаться не может, — у Кафки мы наблюдаем стремительный уход от действительности за счет стирания собственного лица, потерю имени. Композиционно роман поделен на главы, каждая из которых предстает сценой, с которой произносят свои диалоги четыре главных героя «Карликов», являющие собой литературные портреты окружения Пинтера в хакнинский период его жизни. Так, Марк Гилберт — это образ самого автора, в котором он смело выделил собственные отличительные черты. Надломленность и сложность отношений между ними заключена в главках, где читатель погружается в сознание Лена Вайнштейна, создавшее образ карликов, злобных и равнодушных, которые в то же время являются равнодушными "внутритекстовыми зрителями".