XVII Международная конференция студентов-филологов

Концепция соборного театра Вячеслава Иванова в контексте поисков русского искусства начала ХХ века

Ольга Эдуардовна Маркарян
Докладчик
студент 5 курса
Литературный институт им. Максима Горького, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

188
2014-04-10
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено концепции соборного театра Вячеслава Иванова и ее месту в литературных, театральных и философских поисках начала XX века. Вяч. Иванов, одновременно историк-античник и соловьевец-христианин, предлагал концепцию синтетического действа, которое объединило бы в себе эстетическую, религиозную, катарсическую функции искусства. Насколько утопичны идеи Иванова? Нашли ли они отклик у практиков — писателей, драматургов и особенно у режиссеров?

Тезисы

Сущность концепции соборного театра Вячеслава Иванова. Трактовка античного театра у Иванова. Связь и расхождения с трудом Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Сближение Диониса и Христа в представлении Иванова. Оргиальные, религиозные и мистериальные истоки античного театра. Понятие трагического хора как единения в катарсисе. Достоевский как предтеча нового трагического искусства. Романы Достоевского в контексте категорий драматической судьбы. Герои Достоевского как наследники героев античной трагедии.
Поиски религиозного, соборного, мистериального театра в русском искусстве начала ХХ века. Пьесы-мистерии А. Ремизова, Ф. Соллогуба. Полемика о мистериальности в постановке «Братьев Карамазовых» в Московском Художественном театре в 1911 году, режиссура В. И. Немировича-Данченко. Поиски В. Э. Мейерхольда в области мистериального театра. Постановки Мейерхольдом Метерлинка, Ибсена и других представителей новой драмы в студии на Поварской, театре на Офицерской, а также в петербургских студиях. Постановка Мейерхольдом мистерии «Поклонение кресту» Кальдерона на Башне Вячеслава Иванова.