XVII Международная конференция студентов-филологов

Идейно-художественное своеобразие рассказа Татьяны Толстой "Факир"

Екатерина Анатольевна Аверьянова
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-04-11
19:00 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен творчеству одного из наиболее ярких представителей современной прозы — Татьяны Толстой — и представляет собой анализ рассказа «Факир», опубликованного в 1986 году. Выявление и изучение в рассказе приемов сюжетосложения, мотивной структуры, поэтических средств выразительности — знаков, символов, имен — позволяет говорить об особой художественной роли сказочно-мифологической мотивики в художественном мире рассказа Толстой, а также помогает приблизиться к пониманию идейно-эстетических, философских, концептуальных и поэтических аспектов творчества писательницы.

Тезисы

Современные работы по литературоведческому или критическому анализу творчества Татьяны Толстой обыкновенно определяют главную проблему рассказов писательницы как противопоставление между мечтой и действительностью. Однако на примере рассказа «Факир» видно, что выявленное противопоставление на самом деле очень быстро изживается (преодолевается) самой Толстой. Уже через три года после начала своей литературной деятельности (год написания рассказа — 1986-й) прозаик избавляется от романтизированного двоемирия, приписываемого ей критикой, и обнаруживает поистине философский подход к верху и низу, возвышенному и низменному, реальному и выдуманному. С одной стороны, это смешение и преодоление границ можно отнести к постмодернистским тенденциям в прозе писательницы (как это сделал М. Липовецкий), но можно признать за Толстой глубину психологического видения и философичность осмысления окружающей жизни. По существу еще «малоопытная» писательница обнаружила отказ от разделения мира на «черное» и «белое», «хорошее» и «плохое». В рассказе «Факир» «положительный» и обворожительный герой Филин оказался обманщиком, хотя и обаятельным, а «отрицательная» героиня-прагматик Галина обнаружила в себе черты обыкновенного, в определении Толстой, «нормального» человека. По существу, Толстая проявила себя в русле не столько постмодерной, сколько классической русской литературы — в русле ее неоднозначных героев (заметим, среди которых нередко оказывались и герои иронические). Более того, Толстая продемонстрировала родство своего мировидения с еще более глубокими корнями — мифологией и фольклором. Так, «бестиальные» образы формируют один из самых разветвленных лейтмотивов «Факира», а мотив «круга», восходящий к циклическим моделям архаических культур, оказывается доминирующим в структуре повествования рассказа.