XVII Международная конференция студентов-филологов

Ангелы и демоны: женские образы в русской литературе XIX века в контексте феминистской критики

Шуан Лю
Докладчик
магистрант 2 курса
Шанхайский университет иностранных языков

188
2014-04-09
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются женские образы в русской литературе XIX века с точки зрения феминистской теории. Объектами исследования являются Татьяна Ларина, Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Варвара Павловна, Полозова, Катерина Измайлова, Настасья Филипповна, Полина, демонстрирующие два типа женских образов («ангел» и «демон»). В работах С. Гилберт и С. Губар описана устойчивая бинарная оппозиция женского начала в «традиционной» культуре: женщина — либо чудовище и ведьма, либо ангелоподобная святая.


Тезисы

Мы пытаемся с помощью характеристик «ангел» и «демон» расширить интерпретацию женских образов в русской литературе XIX века. «Ангелы» — это пассивные, покорные, бескорыстные, готовые к самопожертвованию, чистые, целомудренные женщины, которые соответствуют патриархальному идеалу контроля над женщиной. «Демоны» — активные, порочные, злобные, живущие по собственной воле, отказывающиеся от самопожертвования и покорности, которые предписываются патриархальными традициями.
С этой точки зрения привычные образы русской классики предстают в необычном свете. Образ «русской душою» Татьяны Лариной — чистой, высоконравственной девушки, близкой к народному идеалу — может быть понят и как опоэтизированный Пушкиным идеал патриархального общества. «Тургеневские девушки» Наталья Ласунская и Лиза Калитина отражают идеал кротости, характерный для Тургенева, а на другом полюсе его отношения к женщине оказываются «хищницы» Варвара Павловна и Полозова. Наташа Ростова выражает присущие Толстому консервативные взгляды на роль женщины в обществе. Образ Сони Мармеладовой прямо выражает религиозный идеал Достоевского и одновременно показывает угнетенное положение женщины в патриархальном обществе. Катерина Измайлова, с присущими ей вожделением и жадностью — это прежде всего «падшая женщина», противоположность «ангела». Настасья Филипповна тоже образ «падшей женщины», которая, однако, может быть спасена Христом — Мышкиным. Полина («Игрок») — ранний вариант того же образа; она сводит мужчину с ума и разрушает его жизнь.
Нетрудно заметить, что между этими женскими образами существуют тесные связи, которые мы и пытаемся раскрыть в своей работе. Противоречивые женские фигуры, созданные писателем, всегда зависят от его идеологии, отношения к «женскому вопросу». Нас особенно интересуют те образы «ангелов» и «демонов», к которым редко обращаются китайские историки русской литературы. Конечной задачей исследования является создание целостной типологии женских образов в русской литературе XIX века.