XVII Международная конференция студентов-филологов

Любовная история как сюжетный компонент модернистского романа (жанровое новаторство «парадоксалиста» О. Уайльда)

Алла Алексеевна Расторгуева
Докладчик
магистрант 2 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

191
2014-04-09
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблематике романного жанра рубежа XIX—XX вв. на примере эмблематичного для той эпохи текста О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дается краткий обзор подходов к определению жанровых признаков романа. Появление таких произведений, как «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Дневник соблазнителя» С. Кьеркегора и др., позволяют говорить о влиянии модернистской эстетической парадигмы на трансформацию романного жанра. Творение О. Уайльда анализируется как определенная романная структура, в которой жанровые признаки романа существенно осложнены эссеистической «тенденциозностью» автора.

Тезисы

Многочисленные определения и трактовки жанра романа применимы лишь к произведениям "классическим", то есть романам эпохи Просвещения и романтизма. Однако на исходе XIX века появляются несколько иные произведения. Попытаемся рассмотреть роман «Портрет Дориана Грея» как особую структуру, для которой особо значимыми являются взаимоотношения структурных элементов произведения, сюжетных ходов и ответвлений, меняющих привычные композиционные схемы. Черты подобных «структур» мы можем найти уже в произведениях У. Теккерея. «Ярмарку тщеславия» он назвал «романом без героя», что само по себе противоречит жанру. Бекки Шарп, не являясь героем в традиционном понимании, как образ является связующим элементом «структуры» произведения. Ярчайший пример новых «романных структур» — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Его определяют как эссе, манифест эстетизма, интеллектуальный роман. Незаслуженно обходится стороной любовная линия в романе. Традиционно роль героини Сибилы Вэйн видят лишь в демонстрации идей эстетизма: героиня ставит жизнь превыше искусства и поэтому гибнет. Однако любовь Дориана Грея к Сибиле Вэйн — это сюжетный связующий компонент, посредством которого повествователь собирает мозаичную структуру произведения именно в романный текст. Образ героини-актрисы придает «театральность» авторской манере повествования. Тем самым задается определенная трактовка персонажей и развитие самого сюжета. Любовная история, более характерная для психологического романа, умело вплетается мастером парадоксов О. Уайльдом в роман полемический, становится своеобразным инструментарием в построении новой романной структуры. В этом обнаруживается новаторство Уайльда-романиста.