XVII Международная конференция студентов-филологов

Деловые жанры в зеркале совизжальской литературы

Екатерина Юрьевна Савельева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2014-04-10
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу и изучению совизжальских пародий на деловые жанры письменности. В работе рассмотрены наиболее популярные прозаические и стихотворные пародийные тексты XVI — XVII вв., рассмотрены их типы (юридические, церковные, календари и т. д.) и особенности. На примере нескольких текстов («Минуции совизжалове», «Статут» , «Адский сейм») также проанализированы приемы и элементы, с помощью которых реализуется совизжальская пародия. Ими становится использование юмористических мотивов, провокационных тем, создание в произведениях «мира наизнанку», а также поэтика гротеска.

Тезисы

В XVI – первой половине XVII в. в польской литературе развивается литературное течение, которое имеет определенную традицию в Европе, но в то же время является по-своему уникальным – совизжальская литература. Она была проводником идей низших слоев общества и имела огромное влияние на развитие литературы этого периода. Кроме того, она вписывается в культуру барокко, так как эта народно-городская литература характеризовалась похожими целями и принципами творчества.
Совизжальские авторы широко использовали прием пародии на документы и в прозаических, и в поэтических произведениях. Таким способом они бросали вызов миру, провоцировали его. Пародия была не только социальной, но в большей степени развлекательной. Основной задачей совизжалов являлось создание своего гротескного, фантастического, абсурдного мира. Таким образом, их пародия вырастает и в особую поэтику и философию.
Популярный у совизжалов прием – провокация. Они затрагивают в своих произведениях актуальные, но запрещенные темы. Вследствие этого появляются и новые герои произведений – люди, занимающие низшее положение в обществе, потусторонние существа и т. д.
Характерен для совизжалов специфический юмор, который ярко противоречит строгим канонам высокой литературы. Грубоватый комизм был понятен и близок простому читателю. Но в то же время он придавал изображению действительности большую реалистичность, в этих произведениях читатели видели своего современника.
Один из самых ценных элементов в создании пародии – поэтика гротеска. Иногда привычный мир не просто претерпевает изменения, а даже переворачивается с ног на голову – карнавализируется. 
Совизжальские пародии на деловую письменность не оставляли без внимания ни одной стороны жизни. Именно в официальных документах содержалась наиболее полная, но искаженная панорама действительности. Таким образом, в литературу вошли новые реалии, проблемы и герои, которые были созданы с помощью нового художественного сознания и ракурса видения мира.