XVII Международная конференция студентов-филологов

Понятие греха в Библии и в гностическом учении Валентина

Анна Вячеславовна Желонкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

кафедра библеистики
2014-04-10
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается понятие греха в Библии и в системе Валентина. Говоря о Библии, мы различаем источники P и J как созданные в разное время и содержащие разные представления о происхождении мира и человека. Соответственно, в докладе сравниваются три концепции греха: учение Валентина, P и J. Обращает на себя внимание схожесть гностической концепции с J и радикальное отличие от них источника P.

Тезисы

Грехом, с точки зрения христианства, называется нарушение норм бытия, установленных Богом. В христианстве присутствует понятие первородного греха, который понимается как личный проступок прародителей, который имел своим последствием порчу человеческой природы. В гностических системах также есть представление о грехе, хотя гностики говорили не столько о грехе, сколько о катастрофе. В учении Валентина «грешит» София, самый младший и самый слабый эон. «Грех» Софии обусловлен ее стремлением познать Отца напрямую, минуя посредство эонов, находящихся между ней и Отцом. Таким образом, под грехом подразумевается нарушение божественной субординации. Невыполнимость желания Софии приводит к тому, что оно отсекается от нее и изгоняется за пределы божественного мира, а между двумя мирами устанавливается непроходимая граница. Мир и человек возникают в результате божественной ошибки. В источнике J («яхвист», древнейший источник) история первородного греха Адама и Евы оказывается похожей на гностическую. Люди, стремясь к познанию и уподоблению Богу, нарушают запрет, что приводит к катастрофе: наказанию Адама и Евы и изгнанию их из рая. Грехопадение Адама и Евы — это не нарушение иерархии (как в случае с Софией), но вызов авторитету божества. После грехопадения также устанавливается непреодолимая граница между раем и миром людей. Человечество несет в себе порок, однако мир сам по себе не объявляется недоразумением. Библейский источник P («жреческий кодекс», более поздний источник) дает альтернативную картину: созданные по образу Бога мужчина и женщина производят потомство, причем дети наследуют божественный образ. Грехопадения и наказания нет. Нет также и непреодолимой границы между божественным и человеческим мирами. Зло в источнике P присутствует в качестве развращения самих людей, однако природа человека не является испорченной. Таким образом, в богословской концепции P мы находим реальную альтернативу гностическим представлениям о грехе.