XVII Международная конференция студентов-филологов

Детские образы в романах Стивена Кинга «Сияние» и «Кэрри»: мифология и «социальная критика»

Анаит Суреновна Григорян
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-04-10
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются два типа детских образов («ребёнок – герой и провидец» и «ребёнок – критик, судья и палач общества»), представленных в творчестве Стивена Кинга, на примере его ранних романов «Сияние» и «Кэрри». Исследование детских образов и проблематики взаимоотношений детей со взрослыми в текстах писателя позволяет определить, насколько его произведения отвечают общим принципам популярной литературы и благодаря чему воспринимаются как нетипичные для неё. Особое внимание уделяется мифологической и социально-критической составляющим творчества Стивена Кинга.


Тезисы

Стивен Кинг (род. 21 сентября 1947 года) – это на сегодняшний день один из самых популярных американских писателей как в США, так и в мире. Его имя стало практически синонимом популярной литературы в жанрах "ужасов", триллера и "фэнтези". Однако всё чаще американские исследователи склоняются к тому, чтобы признать творчество Кинга классикой американской литературы. Значительная часть произведений писателя либо написана от лица ребёнка, либо повествует о детях, благодаря чему его можно назвать также одним из создателей образа ребёнка в современной американской литературе. Исследование детских образов, проблематики взросления и взаимоотношений детей со взрослыми в его текстах помогает определить, насколько произведения С. Кинга отвечают общим принципам популярной литературы, и в то же время позволяет выявить их оригинальность и самобытность. Уделяя особое внимание мифологической и социально-критической составляющим творчества Стивена Кинга, мы рассматриваем два типа детских образов, представленных в его текстах, на примере ранних романов «Сияние» и «Кэрри»: «ребёнок – герой и провидец» и «ребёнок – критик, судья и палач общества». Если первый образ и связанная с ним модель взросления (прохождения инициатического испытания) полностью соответствует «правилам» построения произведений, принадлежащих к популярной литературе, то второй образ во многом им противоречит. В результате  мы приходим к выводам, что тексты писателя, в целом принадлежа к популярной литературе, содержат нехарактерные для неё черты, главной из которых является трагический финал, победа зла над добром. Используя в своём творчестве архетипические «невинные и героические» детские образы, Стивен Кинг делает их инструментом жёсткой критики отдельных социальных реалий. Мир взрослых в его романах противопоставлен миру детей как ограниченный, жестокий и в целом греховный. Взрослые, вторгаясь в мир детей, препятствуют их нормальному взрослению, прививают детям свои пороки и страхи.