XVII Международная конференция студентов-филологов

Функции интерьера и пейзажа в поэтическом сборнике И. А. Бродского «Урания» (1987)

Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

188
2014-04-11
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу семантических функций пейзажа и интерьера как элементов формирования пространственных отношений в поэтическом универсуме И. Бродского на примере стихотворений из сборника «Урания» (1987). Главной задачей исследования является попытка типологизировать пейзажные и интерьерные функции, реализуемые в текстах, составивших указанный сборник стихов.

Тезисы

В поэтике И. Бродского категория «пространства», как и категория «времени», является одним из смысловых центров конструирования художественного мира. На сегодняшний день данный компонент художественной системы поэта изучен достаточно подробно, однако большинство исследователей рассматривает «пространство» в творчестве И. Бродского как философскую константу, представляя ее как элемент художественной идеологии, нежели как индекс структурных отношений внутри поэтического текста. Вместе с тем пространственные параметры в лирике поэта являются основой миромоделирования и требуют анализа механизмов их репрезентации в конкретных стихотворениях. В сборнике И. Бродского «Урания» можно выделить следующие окказиональные функции пейзажно-интерьерных изображений пространства: 1) «хаотическая»; 2) «временная» 3) «рефлекторная»; 4) «метафорическая»; 5) «проспекционная»; 6) «антипейзажная / антиинтерьерная / самоотстраняющая». Каждая из них получает концептуальное наполнение в процессе взаимодействия с другими элементами художественного универсума поэта. Посредством пейзажа и интерьера в поэтике И. Бродского реализуются основные идеи его миропредставления. Можно заключить, что поэт стремится к самоизоляции своего лирического героя, тем самым делая его посторонним мыслителем, создаёт «хаотическое» пространство для достижения идеального бытия - «не-пространства». Кроме того, автор рефлексирует относительно своего и мирового прошлого, моделирует свою картину будущего, реализуемую через проспекционные образы. Идея «не-пространства», идея присутствия вне времени и пространства у Бродского воплощается через сложные метафоры и «временные» образы, которые направлены на заострение внимания читателя на том, что пространство, вещь и время находятся в перманентном конфликте друг с другом, что их существование зависит от этой борьбы. Однако для Бродского это видение отношений между такими философскими категориями, как «время», «пространство» и «вещь», не является единственным.