XLIII Международная филологическая научная конференция

Рефлексив в творчестве А. Аверченко

Людмила Владимировна Лукьянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия

241
2014-03-13
14:40 - 14:55

Ключевые слова, аннотация

В аннотируемом докладе рассматривается языковая рефлексия в рассказах и публицистике А. Аверченко. Основным объектом лингвистического анализа является лексический ярус рефлексива, позволяющий реконструировать своеобразие авторской позиции в оценке послереволюционной эпохи.

Тезисы

Мир литературного произведения – это грань художественного целого, условно отделяемая от словесного строя и в то же время творимая им. Анализ словесного строя в связи с созданием сюжета, композиции, системы персонажей, с выражением автором темы и идеи произведения возможен в различных аспектах. Языковая рефлексия писателя в слове, представляющая собой высказывания, в которых факты языка / речи подвергаются метаязыковой оценке, и определяемая в докладе как рефлексив, является особым элементом эстетически организованного текста и может рассматриваться в качестве специфического объекта лингвистического исследования. В творчестве А. Аверченко можно выделить как рефлексивы субтексты (фрагменты), так и рефлексивы – тексты, в которых представлены различные субъекты метаязыковой деятельности (оценки): герой (ребенок, сумасшедший, писатель и др.), повествователь, автор. Способы реализации языковой рефлексии возможны как эксплицитные, имеющие определенную структуру и компоненты, так и имплицитные, опирающиеся на так называемые нулевые метаоператоры и преимущественно воплощенные в мотивах метаязыковой рефлексии. Основная функция лексикорефлексии у А. Аверченко, на наш взгляд, не коммуникативная, а концептуальная, т.е. отражающая эволюцию ценностной системы языковой личности, ее мировоззренческие установки в социально и культурно неоднородном, меняющемся мире. Таким образом, анализ составляющих, компонентов метаязыковой рефлексии, ведет к авторской характеристике послереволюционной эпохи, разрушающей традиции, уничтожающей связь времен и обреченной на крах. Предпринятый лингвистический анализ опирается на корпус как широко известных рассказов А. Аверченко (циклы «Нечистая сила», «Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий котел» и др.), так и на вновь вводимую в научный оборот избранную, не переизданную в России, публицистику «короля смеха».