XLIII Международная филологическая научная конференция

Использование ярлыков в критике политического оппонента: дискурсивный анализ комментариев читателей американской прессы

Ольга Геннадьевна Кузнецова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2014-03-13
15:20 - 15:45

Ключевые слова, аннотация

Автор – аспирант (филологический факультет СПбГУ) О.Г. Кузнецова
Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Е. В. Трощенкова.  
В докладе приводятся результаты исследования использования ярлыков в политическом дискурсе для создания негативного образа оппонента, что представляет собой одну из манипулятивных стратегий, причем ярлыки являются средством апелляции к эмоциям реципиента, и служат тем самым снижению критичности восприятия.

Тезисы

В докладе будет рассмотрена проблема использования ярлыков как одной из манипулятивных стратегий, применяемых в критике политического оппонента. Исследование проводится на материале онлайн комментариев читателей американской прессы.
Одним из центральных понятий политического дискурса является базовая оппозиция «мы – они», либо «свои-чужие». В рамках этой оппозиции используются различные стратегии для создания положительного образа своей группы и негативизации образа противника. Оппозиция «мы-они» может в разных коммуникативных ситуациях американского политического дискурса конкретизироваться как «либералы – консерваторы», «демократы – республиканцы», «правительство – оппозиция» и подобные.
Одной из манипулятивных стратегий, используемых в рамках подобных оппозиций, является стратегия присвоения ярлыков. Под присвоением ярлыков мы понимаем стратегию, при которой для воздействия на мнение реципиента при указании на политического оппонента намеренно используется неточная, не соответствующая действительности терминология.
Необходимо отметить, что воздействие ярлыков заключается в способности ярлыка создавать самореферентный образ, обладающий эвокативной силой. Ярлык понимается как некий сложный конструкт, включающий в себя ценностную и эмоциональную составляющие, то есть ярлык апеллирует скорее к чувствам, а не к разуму реципиента.
Ярлыки потенциально могут относиться как к группе «своих», придавая положительное значение, так и к группе «чужих», приписывая отрицательные черты. При самоидентификации ярлыки могут одновременно передавать положительную оценку своей группы и негативную оценку «других».
Таким образом, ярлыки обладают значительным манипулятивным потенциалом, так как препятствуют критическому восприятию действительности и навязывают заданные целостные эмоциональные образы.