XLIII Международная филологическая научная конференция

Календарная обрядность влахов (румын) долины Тимока

Наталия Геннадьевна Голант
Докладчик
научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Греческий институт
2014-03-13
13:25 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен календарной обрядности жителей влашских (румынских) населенных пунктов на территории северо-восточной Сербии (с. Шипиково общины Заечар, с. Шарбановац общины Бор) и северо-западной Болгарии (г. Брегово, область Видин).

Тезисы

Материалы, представленные в докладе, были собраны автором в ходе полевых исследований 2012 и 2013 гг. В докладе речь идет о календарной обрядности жителей влашских (румынских) населенных пунктов на территории северо-восточной Сербии (с. Шипиково общины Заечар, с. Шарбановац общины Бор) и северо-западной Болгарии (г. Брегово, область Видин); проводится ее сопоставление с обрядностью румын, живущих на территории Румынии, а также сербов и болгар. Основное внимание уделяется святочной обрядности и обрядности таких значимых для Карпато-Балканского региона праздников, как день св. Тоадера (Sântoáder), день св. Георгия (Sti Gheórghe) и день св. Димитрия (Sâmédru). Для святочной обрядности тимокских влахов характерно, в частности, внесение в дом, «кормление» и сжигание рождественского полена и ожидание прихода первого гостя, который должен выполнить определенные действия для того, чтобы в хозяйстве «велись» цыплята – обычаи, достаточно редко встречающиеся у румын на территории Румынии, однако широко распространенные у южных славян. Для обрядности дня св. Георгия характерно заклание жертвенного ягненка – общебалканский обычай, который на территории Румынии, однако, из обрядности этого дня практически исчез. Обрядность некоторых праздников существенно различается у влахов, живущих в сербской и болгарской части долины Тимока. Например, характерным элементом обрядности дня св. Тоадера у жителей общины Брегово (область Видин, Болгария) были ска́чки, в то время как у жителей влашских сел на территории Сербии они отсутствуют. Также имеются определенные различия в терминологической лексике, обслуживающей календарную обрядность, что объясняется как внешним влиянием (сербским и болгарским соответственно), так и наличием на территории северо-восточной Сербии двух «влашских» говоров.