XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу о собственно публицистических фразеологизмах

Максим Александрович Морозов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2014-03-13
17:25 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе на материале газетных заголовков рассматриваются такие разряды собственно публицистических фразеологизмов как перифразы и социально-политические эвфемизмы.  

Тезисы

Использование фразеологизмов в публицистике является частотным приемом, с помощью которого автор передает оценку описываемой ситуации; употребленный в контексте журналистского материала, фразеологизм являет собой пример взаимообусловленности языковой деятельности и опыта человека. Анализ газетных заголовков 2006–2013 гг., а также анализ словарей публицистики (Г. Я. Солганик, А. Б.Новиков, В. П. Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова и др.) показали, что общеязыковые фразеологизмы, которые используются в газетной публицистике, обладают, как правило, остро-политическим содержанием и несут в себе социальную оценку. В основном, единицы используются в трансформированном виде (данную особенность диктует необходимость преодоления газетного стандарта), однако не исключается употребление фразеологизмов в нормативном виде. Публицистический стиль речи обладает собственным корпусом фразеологических единиц, который со временем пополняется так называемыми «газетными штампами» и «газетными клише». На наш взгляд, существуют фразеологизмы, которые являются яркой приметой именно газетной публицистики. Это единицы, выполняющие определённые функции (перифразы, например, помогают избежать повторов и расширить синонимию, а эвфемизмы используются с целью смягчения чего-либо негативного и манипулирования сознанием). К разряду таких собственно публицистических фразеологизмов мы относим перифразы (большая тройка, мягкая сила, «закон Димы Яковлева» и др.) и социально-политические эвфемизмы (арабская весна, миротворческая операция, либерализация цен и др.). Таким образом, фразеология публицистики состоит из общеязыковых фразеологизмов, фразеологизмов, характерных для газетной публицистики, а также из газетных штампов и клише.