XLIII Международная филологическая научная конференция

Шарль Бодлер и Эжен Делакруа: живописное в переводе на музыкальные категории

Елена Владимировна Ровенко
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

240
2014-03-14
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Эстетические взгляды Ш. Бодлера перекликаются с идеями Э. Делакруа, в частности, касающимися родства разных искусств. Поэт и художник утверждают наибольшую общность музыки и живописи. Критерием служит смысловая самоценность выразительных средств живописи, вне зависимости от транслируемого ими предметного смысла. Бодлер «переводит» феномены колорита, цветового единства, ансамбля тонов в музыкальные категории мелодии, гармонии, контрапункта. Эта попытка проекции временных феноменов на феномены пространственного искусства обогащает последнее новым пониманием категории художественного времени.

Тезисы

Родство разных видов искусств – одна из излюбленных тем в эстетике романтиков. Специфический «диалог» ведут на эту тему Ш. Бодлер и Э. Делакруа. Наиболее родственными в представлении и поэта, и художника оказываются музыка и живопись, поскольку оба эти искусства, по словам Делакруа, выше конкретного мышления («au-dessus de la pensée»), и их преимущество перед искусством слова в особой «неопределенности», «беспредельности» («vague») художественного смысла. Данная характеристика не может относиться к предметному аспекту полотен мастера, ведь они всегда воплощают продуманный до деталей сюжет, легко репрезентируемый вербально. Неоднозначность смыслообразования затрагивает композиционный аспект картин Делакруа, и прежде всего – уровень выразительных средств, в силу того, что последние (цвет, линия, колорит) обладают семантической самодостаточностью, безотносительно их функции выражать предметную конкретику, и наделены спектром смысловых нюансов (например, семантика того или иного цвета). По словам Бодлера, у Делакруа колорит «мыслит сам по себе», независимо от предметов, которые он призван облечь, что трактуется поэтом как особое качество музыкальности. Действительно, эмансипация художественного смысла от предметного аспекта сближает живопись с музыкой, априори независимой от форм зримого мира. Поэтому Бодлер, рассматривая выразительные средства романтической живописи как самоценные феномены, находит каждому из них эквивалент среди выразительных средств музыки. Эта попытка перевода феноменов пространственного искусства в категории искусства временнóго преображает саму сущность живописи и заставляет посмотреть на нее как на искусство, обладающее собственным временем, имманентным развертыванию красочного материала. Так, у Бодлера феномен колорита предстает в динамическом плане, в виде постепенной модуляции тонов, коррелирующей с феноменом мелодии как символа дления в музыке; а становление тональной гармонии проводит к заключительному аккорду.