XLIII Международная филологическая научная конференция

Античность как воспоминание о будущем в стихотворном цикле Стефана Георге «Новое царство»

Елизавета Валериевна Бурмистрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

191
2014-03-14
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

The dialogue of a German symbolist poet Stefan George (1868–1933) with antiquity occurs at several levels: philosophical, aesthetic, literary and mythological. Like Goethe, he interprets the classical antiquity as a concept existing simultaneously in the present and – potentially – in the future. George’s perception of antiquity as a model for an ideal future of Germany is most clearly reflected in his late poetic cycle 'The New Empire' (1928).

Тезисы

Диалог немецкого поэта-символиста Стефана Георге (1868–1933) с античностью происходит на нескольких уровнях: философском, эстетическом, литературно-мифологическом. Ф. Гундольф, один из ближайших единомышленников Георге, упоминает Гете в ряду исторических фигур, которые, по мысли Георге, «готовят «новое тело», в котором мог бы вновь воплотиться «Вечный Человек» античности» [Gundolf, 1921, 28]. Восприятие поэтом античности как образца для идеального будущего Германии наиболее отчетливо отразилось в последнем стихотворном цикле Стефана Георге «Новое царство» (1928). Уже в открывающем цикл стихотворении «Последняя ночь Гете в Италии» Гете становится «визионером», провозвестником новой, сформированной по античному образцу Германии, о которой мечтал Георге. Усложняется пространственно-временная структура текста и тем обстоятельством, что повествование ведется от первого лица и позволяет обнаружить попытку самоидентификации автора с лирическим «я» (Гете); так, Эрнст Остеркамп называет этот текст «ролевым стихотворением» [Osterkamp, 2010, 69]. В «Новом царстве» можно обнаружить как использование античной метрики, так и определенные философские и эстетические идеи античности, с которыми Георге связывает свои надежды на преобразование Германии. Так, концепция «тайной Германии» представляет собой доступный лишь немногим визионерский конструкт, воображаемую политейю выдающихся умов Германии. Вероятно, на формирование данной концепции повлияло и целенаправленное изучение Стефаном Георге трудов Платона. Примечательно и обращение Георге к фигуре Ф. Гельдерлина (в стихотворении «Гиперион»), который в трактовке поэта предстает провидцем, провозвестником новой Германии, еще до Ф. Ницше постигшим дионисийские корни греческой культуры. Литература: Gundolf F. George. Berlin 1921. S. 28. Osterkamp E. Poesie der Zeitwende. Goethes letzte Nacht in Italien // Poesie der leeren Mitte. Stefan Georges Neues Reich. München 2010. S. 57–113.