XLIII Международная филологическая научная конференция

Читатель-как-создатель в двух современных романах США

Евгения Михайловна Бутенина
Докладчик
доцент
Дальневосточный федеральный университет

190
2014-03-14
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

После нескольких десятилетий внимания литературной науки к роли читателя в восприятии текста вполне закономерно появление в современной прозе новых персонажей-читателей. Интересная разновидность читателей-как-создателей встречается в двух современных романах США: «Тезка» Джумпы Лахири и «Пушкин и Пиковая дама» Элис Рэнделл. В докладе рассматриваются чтение как символический и творческий акт, значимое не-чтение как протест, книга как медиатор и транскультурное пространство современного текста, вдохновленное русской классикой. 

Тезисы

После нескольких десятилетий пристального внимания западной и отечественной литературной науки к роли читателя в восприятии текста вполне закономерно появление в современной прозе новых персонажей-читателей. Интересная разновидность читателей-как-создателей встречается в двух современных романах США, написанных этническими авторами: индианкой Джумпой Лахири («Тезка», 2003) и афро-американкой Элис Рэнделл («Пушкин и Пиковая дама», 2004). Обе писательницы ярко заявили о себе дебютными текстами; заметны оказались и следующие произведения писательниц: роман «Тёзка» несколько недель удерживался в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» в 2003 году, а роман «Пушкин и Пиковая дама» включила в список лучших текстов 2004 года газета «Вашингтон Пост». В обоих романах родители называют сыновей в честь русских классиков и так выпускают в мир Гоголя Гангули и Пушкина Икс. Реинкарнированные русские антропонимы, безусловно, позволяют глубже осознать значимость Гоголя для индийской культуры, в частности, темы «маленького человека», и  Пушкина, «Великого черного русского», если воспользоваться названием романа Дж. О. Килленза, для культуры афро-американской.  Но помимо этого, такой авторский ход в наименовании героев дает возможность рассмотреть фигуры читателей-как-создателей: в отличие от читателя-актера по Изеру, они не идентифицируют с персонажами или классиками себя, а пытаются задать некие литературно-биографические сценарии судьбе своих детей. В докладе рассматриваются чтение как символический и творческий акт, значимое не-чтение как протест, книга как медиатор и транскультурное пространство современного текста, вдохновленное русской классикой.