XLIII Международная филологическая научная конференция

Теория и практика использования стратегий формульного языка, сценарных схем и ролевых игр в адаптивном тестировании по РКИ

Михаил Иванович Всемирнов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2014-03-15
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Ролевые игры, теория и практика их использования в процессе обучения и при подготовке к тестированию по РКИ; сценарная основа устного речевого взаимодействия, его основные стратегии и тактики; формульный язык, его роль в обучении диалогической речи и использование его в качестве наполнителя сценарных схем ролевых игр в тестовых заданиях по РКИ.

Тезисы

Важность и необходимость использования сценарных схем и ролевых игр в процессе обучения иностранным языкам не вызывает сомнения.  При этом  нужно также учитывать различие характера ролевых игр, используемых в качестве соответствующих тестовых заданий на разных уровнях. Так, если в субтесте «Говорение» ТРКИ-2 представлены условно-коммуникативные ролевые игры с четко прописанным сценарием, то в аналогичных заданиях ТРКИ-3 и ТРКИ-4 используются подлинно коммуникативные игр с более свободным сценарием. И если в первом случае ролевая игра предсказуема, то во втором – она является более творческой. Данный вид ролевой игры, являясь как бы промежуточным вариантом между ролевой игрой и собственно сценарием, представляет из себя «тест-симуляцию», где элемент проблемности ситуации и конфликтности между точками зрения, а стало быть и позициями участников диалога или полилога, значительно усилен. Включение этого элемента проблемности в условия тестового задания требует от тестируемых особых сценарных навыкови умений.  В то же время практика подготовки к прохождению сертификационных тестов по РКИ показывает, что на сегодняшний день ощущается нехватка в методических материалах и  учебных пособиях, ориентированных на формирование и развитие соответствующих речевых навыков и умений, необходимых для успешного выполнения задания «Ролевая игра». При этом, что касается практического использования ролевых игр в учебном процессе, зачастую даже в них, из-за отсутствия речевых образцов проблемных ситуаций общения, оформленных в виде готовых речевых формул, далеко не всегда ситуативность находит свое воплощение. Именно поэтому использование формульного языка в качестве наполнителя  сценарных схем имеет важное значение как при обучении диалогической речи, так и при подготовке к тестированию. Под формульным языком надо понимать последовательность заранее заготовленных слов и словосочетаний, извлекаемую из нашей памяти целиком во время производства высказывания (в т.ч. идиомы и коллокации).