XLIII Международная филологическая научная конференция

Фразеографический комментарий к словоупотреблению в поэзии Михаила Щербакова

Ирина Геннадьевна Гулякова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2014-03-13
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается специфика употребления разного типа устойчивых словосочетаний в поэзии Михаила Щербакова. Отмечается смысловая многоплановость фразеологизма, которую он приобретает в поэтическом тексте М. Щербакова, обладающего ярко выраженным индивидуальным стилем. Концентрация смыслов при употреблении в поэтическом тексте даже одного фразеологизма создает значительные трудности при лексикографическом описании. В докладе предлагается возможный вариант такого лексикографического решения на примере словарной статьи витать в облаках.

Тезисы

В поэзии фразеологизмы редко употребляются в нормативном виде. На употребление фразеологизмов влияют ритм, рифма, подтекст, аллюзии, вызывая переосмысление и трансформации многих устойчивых словосочетаний. Эта особенность фразоупотребления давно замечена фразеологами, но лишь недавно стала объектом лексикографии. А. М. Мелерович и В. М. Мокиенко разработали принципы описания фразеологии в поэтическом тексте и предложили классификацию основных преобразований. Одной из главных трудностей лексикографического описания поэтической фразеологии является отражение в рамках словарной статьи всех нюансов текстового употребления. В оптимальном случае такая статья перерастает в лингвостилистический очерк, в котором предлагается комплексная интерпретация фразеологии поэта. очерк подобного рода о фразоупотреблении в поэзии М. Щербакова и предлагается в настоящем докладе. на основе такого очеркового анализа можно в дальнейшем строить словарную статью. М. Щербакова называют одним из самых ярких представителей русского постмодернизма наших дней, выступающего в жанре бардовской песни. Достаточно одного текста, чтобы продемонстрировать обилие фразеологизмов, используемых поэтом, полифоничность их употребления. Так, в песне «Пропаду ни за что» всего лишь в 5 строфах использовано 25 устойчивых словосочетаний самого разного типа: 1) идиомы (голь перекатная); 2) пословицы (Чин чина почитай);3) словосочетания-клише (Век воли не видать!); 4) устойчивые словосочетания неидиоматического типа (учинить потеху); 5) прецедентные тексты (поутру проснётся); 6) аллюзии (на дне ли, где вода); 7) скороговорки (пыль по полю летит). Концентрация смыслов при употреблении в поэтическом тексте даже одного фразеологизма создает значительные трудности при лексикографическом описании. В докладе предлагается возможный вариант такого лексикографического решения на примере словарной статьи витать в облаках.