XLIII Международная филологическая научная конференция

Забвение и память в романах Ч. Диккенса («Крошка Доррит», «Лавка древностей»)

Анна Антоновна Шейко
Докладчик
аспирант
Академия государственной противопожарной службы МЧС России

191
2014-03-15
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена вопросу забвения и памяти в произведениях Чарльза Диккенса. В статье отмечается, что оппозиция «память – забвение» Диккенс интерпретирует как оппозицию «жизнь – смерть», что продемонстрировано при анализе романов «Крошка Доррит» и «Лавка Древностей». По мере необходимости происходит обращение и к другим произведениям автора. Во всех изучаемых романах писателя можно проследить, что отказ героя от памяти приводит к нравственной гибели героя, а принятие памяти – к нравственному возрождению.

Тезисы

В художественной литературе писатели в той или иной форме обращаются к оппозиции «память-забвение», рассматривая память как жизнь, забвение – как смерть. Чарльз Диккенс также обращается к данной теме. Изучая эту проблему, исследователи особенно часто упоминают «Рождественские повести», но в данном случае обратимся к романам Диккенса – как к менее исследованной в подобном ракурсе и представляющей особый интерес части его творчества.
У романных героев Диккенса достаточно сложные отношения с памятью. В романе «Крошка Доррит» (1855–1857) в семье Дорритов запрещается вспоминать о тюремном периоде их жизни, они пытаются отгородить себя от осознания и принятия факта тюремного прошлого. В результате все, кроме Эми, которая принимает свое прошлое, возвращаются к запретной теме. Нежелание хранить память о прошлых испытаниях парадоксальным образом не допускает их забвения и возникновения новой, настоящей памяти. Отказ от своего прошлого символизирует отказ от жизни, а принятие памяти символизирует любовь и гармонию с самим собой.
В «Лавке древностей» (1840–1841) дедушка главной героини Нелл одержим одной идеей: он уверен, что, играя в азартные игры, он сможет добиться удачи, и его внучка разбогатеет. Он словно забывает о существовании реальности, живет в иллюзорном мире. Отказ от памяти, одержимость мнимым будущим богатством предают забвению настоящую жизнь, лишают старика способности двигаться дальше.
Диккенс предлагает своим читателям поразмыслить над вопросом: каков человек без памяти? Он описывает разные характеры, но для каждого отказ от памяти становится губительным, а обретение памяти возвращает персонажа к жизни.

Литература:
Dickens Ch. Little Dorrit. London, 2002.
Dckens Ch. The Old Curiosity Shop. Londn, 2001.
Wright Th. The life of Charles Dickens. London, 1935.