XLIII Международная филологическая научная конференция

К проблеме интерпретации названия романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»

Олеся Юрьевна Золотухина
Докладчик
доцент
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева

15-п
2014-03-14
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Анализируются основные интерпретации названия романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» (И. А. Дедкова, К. А. Кокшеневой, К. Мяло, И. В. Холодякова, Л. Аннинского, И. А. Есаулова, И. П. Золотусского, Л. В. Соколовой) и доказывается, что оно включает в себя многоаспектный смысловой комплекс, к которому сходятся основные идеи произведения, связанные с авторской концепцией войны. Обосновывается тезис о том, что ни одна из существующих в настоящее время крайних точек зрения на тему победы в Великой Отечественной войне не отражается в произведении В. П. Астафьева. 

Тезисы

На сегодняшний день тема Великой Отечественной войны вызывает к себе пристальное внимание российской общественности. Существуют две крайние точки зрения относительно победы в этой войне. В романе «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев категорически отвергает идею, на которой базируется первая крайняя точка зрения. В произведении показано, что победа была одержана вопреки, а не благодаря советскому режиму. Вторая точка зрения: о советской победе, но поражении русского народа в ВОВ – не отражается в романе В. П. Астафьева. Народ в произведении «Прокляты и убиты» победил, но страшной ценой, о которой, по мысли писателя, никогда нельзя забывать. Анализ основных интерпретаций названия романа В. П. Астафьева показывает, что все они, кроме тех, в которых говорится об авторском проклятии защитникам сатанинского государства, являются вполне адекватными тексту произведения. Однако если рассмотреть название «Прокляты и убиты» в духовном аспекте, то можно обнаружить в нем некоторые дополнительные смыслы, связанные с осмыслением войны как явления метафизического и темой духовной гибели. Название «Прокляты и убиты» включает в себя многоаспектный смысловой комплекс, к которому сходятся основные идеи романа, связанные с авторской концепцией войны. С одной стороны, война изображается в романе как кара Божья советской стране, отказавшейся от Бога, а потому проклятой, осмысляется как экзистенциальное испытание, в результате которого герои выявляют свою сущность, осознают значимость защиты своего Отечества и обретают веру в Бога, во многом благодаря которой страна и смогла победить. С темой проклятия оказывается связанным и концепт предательства русского народа советской властью. С другой стороны, В. П. Астафьев изображает войну как братоубийственную деятельность, направленную против Бога, искажающую в людях образ Божий, обрекающую всех, в ней участвующих, на совершение зла и на духовную гибель. А это значит, что не должно быть войны на земле.