XLIII Международная филологическая научная конференция

Особенности организации информации в медицинских текстах

Ирина Александровна Меньшенина
Докладчик
старший преподаватель
Витебский государственный медицинский университет

193
2014-03-13
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Рассматривается смысловое построение текста (на примере англоязычных медицинских текстов). Описываются параметры, обуславливающие тематические репертуары. Показывается определенная заданность в выборе репертуаров на примере такой институциональной ситуации как «медицинское общение». Предлагается перечень видов знаний, к которым сводится тематика медицинских текстов. Исследуется тематическая основа, или макропропозиция медицинского текста. Описываются и анализируются тематические маркеры.

Тезисы

Смысловое построение текста определяется авторским замыслом и условиями дискурса, в котором определены «тематические репертуары» возможных текстов, упорядоченные их вероятностью и приемлемостью. В выборе тематических репертуаров есть определенная заданность. Институциональные ситуации, такие, например, как «медицинское общение», подчиняют выбор тем. Ввод темы предопределяется социокультурной ситуацией и коммуникативным контекстом говорящего и слушающего. В любом случае это будут темы, касающиеся анатомии и физиологии человека. В самом общем виде тематика медицинских текстов может быть сведена к следующим видам знаний: знания из области анатомии и физиологии человека, знания о кровообращении и крови, знания о газообмене и дыхании, знания о нервной системе и органах чувств, знания о питании и пищеварении и т.д. Перечисленные выше группы знаний могут составлять тематическую основу медицинского текста, или его макропропозицию, выведенную из пропозиций, содержащихся в медицинских текстах, а также из фоновых знаний о мире. «Сигналы» темы могут встречаться в различных частях текста, но, как правило, в его начале или конце, а также в начале или в конце абзацев (или эпизодов темы). Они могут выражаться и отдельными предложениями, в письменном тексте выделяться курсивом или отделяться паузами (абзацным отступом). Тематические маркеры могут иметь различную протяженность: от предложения до его последовательностей. Макропропозиция может выводиться читателем из нетематического окружения по ключевым словам. Расположение тематических маркеров в начале или в конце текста зависит от семантической функции. Они могут оформлять тему текста или эпизода так, чтобы последующие предложения по своему содержанию соответствовали теме. Или же маркеры могут служить для проверки и коррекции развивающейся темы. При этом слушатель имеет не только иерархически организованную информацию, но и все время поступающую. В устном тексте тематические понятия выделяются интонацией и ударением.