XLIII Международная филологическая научная конференция

Слуховое восприятие числовой информации

Ирина Владимировна Панасюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

139
2014-03-14
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Слуховое восприятие и запоминание числовой информации на иностранном языке представляет значительную трудность для изучающих язык и нуждается в специальной тренировке с использованием мультимедийных средств. Доклад содержит анализ результатов тренировочных тестов на аудирование аутентичного материала (передач британского радио ВВС «История Британии в цифрах») студентами английского отделения. Показано, что на правильность восприятия влияют несколько лингвистических факторов, а именно, фонетические особенности числительных, «размерность» числительных, а также тип числительных.

Тезисы

Проблема исследования слухового восприятия и запоминания числовой информации на иностранном языке является в настоящее время весьма актуальной и недостаточно исследованной, хотя эмпирически преподавателям хорошо известно, что числительные воспринимаются и запоминаются хуже, чем фактическая, содержательная информация. Для изучения особенностей слухового восприятия числовой информации использовался аутентичный речевой материал передач британской радиовещательной компании ВВС, в частности, серия программ «История Британии в цифрах» (2013). Данный цикл был выбран ввиду его высокой насышенности разного рода числовой информацией. Во время занятий по аудированию студентам 2 курса английского отделения предлагалось при однократном прослушивании 15-минутной передачи ( всего 10 передач) фиксировать числовую информацию путем заполнения специально составленной преподавателем таблицы. Анализ полученных результатов показал, что правильность восприятия числительных зависит от ряда лингвистических факторов, среди которых можно отметить следующие: фонетическая  структуры числительных (смешение фонетически сходных числительных типа «thirteen»  и «thirty»), «размерность» числительных (смешение сотен и тысяч), а также тип числительного (порядковое, количественное). Было также выявлено, что существует прямая корреляция между уровнем владения иностранным (английским) языком и количеством ошибок на восприятие числительных.