XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу о концепции искусства в неофициальном культурном движении (по материалам журнала «Часы» в 1970-ых – 1980-ых годах)

Елена Владимировна Панкратова
Докладчик
фриланс

14-п
2014-03-13
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится сопоставление философии искусства неофициального литературно-художественного движения 1970-ых – 1980-ых годов с концепцией соцреализма, рассматриваются точки соприкосновения и основные пункты  расхождения теорий.


Тезисы

В докладе проводится сопоставление концепции искусства неофициального литературно-художественного движения 1970-ых – 1980-ых годов с теорией соцреализма. Для того, чтобы определить характер и особенности философии «Второй культуры», нужно рассмотреть не только саморепрезентацию андеграунда, но и его соотношение с ближайшим контекстом, то есть с официальной идеологией. Задача данного исследования – определить точки соприкосновения и основные пункты  расхождения теории искусства «второй культуры» и соцреализма. В качестве объекта исследования были выбраны статьи Б. Иванова, опубликованные в самиздатовском журнале «Часы»:  «Две ориентации. Общество», «Возвращение парадигмы», «По ту сторону официальности» и др.,  в которых выражается философия независимой культуры. С одной стороны, в данных работах декларируется онтологический характер разделения авторов на официальных и неофициальных, что продиктовано неизменным наличием в обществе социального и за-социального типов.  Но, с другой стороны, в близком ключе с позицией соцреализма рассматривается функция литературы, зависимость качества произведения от мировоззренческих взглядов автора, априорные  свойства культуры. Положение о том, что культура делится на два вида, выдвинутое Б. Ивановым в качестве объяснения происхождения независимого движения, сходно с позицией официальной идеологии – представлением об одновременном присутствии во все эпохи реакционного и прогрессивного искусства. Ещё одной точкой соприкосновения концепции Б. Иванова и официальной теории было приписывание искусству утилитарной функции: литература служила целям преобразования человека, что должно было привести к построению гражданского общества. При внешнем противостоянии две культуры обнаруживают единство в отношении к задачам искусства: оно направлено на достижение утопического будущего, но, исходя из представления о его социалистическом или демократическом характере, проистекает дальнейшее расхождение теорий.