XLIII Международная филологическая научная конференция

«Простить обидчика гораздо выше, чем сказнить его» (Рассказ Н. С. Лескова «Под Рождество обидели» и полемика вокург него)

Елена Владимировна Душечкина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-03-14
14:55 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется рождественский рассказ Н. С. Лескова «Под Рождество обидели» (1890 г.), переписка Лескова по поводу этого текста с Л. Толстым, высоко его оценившим, восприятие его читателями-современниками, а также полемика, возникшая вокруг этого рассказа, на которую Лесков ответил заметкой «Обуянная соль», где, отвечая своим оппонентам, он  дает свое видение предназначения литературы, отстаивая право писателя составлять рождественские сюжеты в «смягчающий сердце» форме, а не в духе «Устава о предупреждении и пресечении преступлений».

Тезисы

Рассказ Н. С. Лескова, «Под Рождество обидели» («Петербургская газета», 25 декабря 1890 г.), будучи связанным и названием, и календарным временем, к которому приурочено действие всех трех представленных в нем историй, а также датой публикации (день Рождества), может быть отнесен к одному из многих рождественских произведений писателя. Рассказ был высоко оценен Толстым, внимательно следившим за творчеством Лескова и стремившимся распространять произведения писателя, которые он считал «полезными» для нравственного развития народа. Однако реакция на рассказ Лескова не была единодушной: он вызвал полемику в прессе. В частности, газета «Новое время» напечатала заметку, в которой Лесков обвинялся в призыве к прощению преступников, что, по мнению ее автора, могло только плодить преступников, в то время как их надо наказывать. Лесков вынужден был защищаться. Он пишет заметку «Обуянная соль», где ставит проблему предназначения литературного творчества, в которой он выступил не столько в свою защиту, сколько в защиту литературы, имеющей право быть на стороне добра. В противном случае литература, как считает писатель, утрачивает свое предназначение, переставая выполнять общественную функцию, точно так же, как обуянная соль теряет свое главное свойство (соленость), превращаясь в бесполезное вещество.