XLIII Международная филологическая научная конференция

Кижские мотивы в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева»

Наталья Леонидовна Шилова
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет

15-п
2014-03-14
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности художественного пространства в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева». Описание пространства в тексте указывает на остров Кижи как прообраз основного места действия. Основным материалом для анализа служат ландшафтные черты, топонимика рассказа, историко-культурные реалии, получившие отражение в тексте; главными вопросами – роль кижских мотивов в формировании пространственных образов рассказа, сложное взаимодействие «реального» и условного в произведении.

Тезисы

Рассказ «Адам и Ева» был опубликован в 1962 году, в период, когда Ю. Казаков много бывал на Севере и много писал о нём. Траектория этих путешествий довольно подробна описана в знаменитом «Северном дневнике» писателя и прокомментирована исследователями, биографами и мемуаристами (Г. Горышин, И. Кузьмичев, Е. Галимова). Сосредоточены эти указания преимущественно вокруг поморских локусов (Белое море, Соловки, Лопшеньга). Гораздо меньшее внимание уделяется карельским реалиям, хотя и известно, что Казаков в Карелии в этих поездках бывал. Об этом свидетельствует в том числе и вошедшая в состав «Северного дневника» главка «Калевала», написанная в 1962 году и посвященная именно карельским реалиям.
Примечательно, что в том же году у Казакова вышел рассказ, место действия в котором весьма напоминает остров Кижи, хотя сам топоним ни в рассказе, ни в «Северном дневнике» не упомянут.
По сюжету художник Агеев отправляется на некий Сег-Погост, расположенный посреди северного озера и славный среди художников своей «многошатровой» деревянной церковью. Многие детали (остров в рассказе, к слову, напрямую назван «музейным») заставляют предположить, что в прообразом казаковского Сег-Погоста стали Кижи.
С этой точки зрения интересно прокомментировать значимые элементы художественного пространства рассказа и его топонимику (Сег-Погост, Кижма-остров, Малая Губа и т.д.), которые включают, с одной стороны, систему отсылок к местным реалиям, с другой – почти нигде прямо их не повторяют.