XLIII Международная филологическая научная конференция

Сценарная программа восприятия кинотекста

Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кинозал
2014-03-13
14:00 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается сценарная программа восприятия фильма, взаимоотношения между его авторами и читателями-зрителями. Ранний отечественный сценарий существовал как претекст для создателей фильма и синопсис для зрителя во время его просмотра. Современный сценарий предлагает, скорее, партитуру его создания. В ней есть то, что прямо войдет в кинотекст, и то, что «умрет» в нем или будет представлено имплицитно.

Тезисы

Анализ рецептивной сценарной программы актуален  для современной лингвистики в ее стремлении  раскрыть характер текстового взаимодействия  адресанта и адресата. В данном случае речь идет об актуализации взаимоотношений соавторов, сценариста и режиссера (нередко выступающих в одном лице), с читателем сценария и зрителем будущего фильма. Киносценарий – тип литературного текста, в котором эксплицирована программа как его собственного восприятия, так и восприятия кинотекста. Сценарная рецептивная программа точно определяет последовательность смены точек зрения, монтажных фрагментов, ракурсов восприятия, внешний облик исполнителей и т.д. Ранний отечественный сценарий существовал как претекст  для создателей фильма и синопсис для зрителя во время его просмотра. Современный сценарий предлагает партитуру создания фильма. В ней есть то, что прямо войдет в кинотекст, и то, что «умрет» в нем или будет представлено имплицитно. Изображение «партий разных инструментов обладает неодинаковой степенью развернутости: подробно расписываются речевые партии персонажей, портреты и интерьеры даются нередко намеком, цветопись почти отсутствует. Тем не менее зритель фильма априорно обладает меньшей свободой, чем  зритель спектакля. Степень сценарной диктатуры усиливается в литературном фильмическом комплексе. В движении от собственно литературного к  режиссерскому сценарию возрастает количество метатекстовых включений (дискурсивных слов и высказываний), регулирующих характер восприятия читателя-зрителя, регламентирующих деятельность актеров, операторов, художников, осветителей, монтажеров и мн. др. создателей фильма. В диахронии железный, эмоциональный и другие типы отечественного киносценария  в разной степени провоцировали режиссерский бунт против навязываемой программы создания и восприятия фильма.