XLIII Международная филологическая научная конференция

О двух дневниковых формах антисоветского романа: утопия Е. Замятина «Мы» и травелог Э. Э. Каммингса «Я есмь»

Владимир Валентинович Фещенко
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языкознания РАН

14-п
2014-03-13
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут сопоставлены два гибридных романа раннего советского времени: антиутопия Е. Замятина «Мы» и дневник-травелог американского поэта Э. Э. Каммингса «ЭЙМИ, или Я есмь». Оба текста содержат в себе язвительную сатиру на раннее советское общество. Но если в первом – более знаменитом в России и за рубежом романе Замятина – роман приобретает утопическую форму и повествует о воображаемом мире будущего Единого Государства, то в гораздо менее известном тексте Каммингса это «Единое Государство» описывается на основе документальных свидетельств пребывания автора в Советской России в 1931 г.

Тезисы

В докладе будут сопоставлены два гибридных романа раннего советского времени: антиутопия Е. Замятина «Мы» и дневник-травелог американского поэта Э. Э. Каммингса «ЭЙМИ, или Я есмь». Оба текста содержат в себе язвительную сатиру на раннее советское общество. Но если роман Замятина приобретает утопическую форму и повествует о воображаемом мире будущего Единого Государства, то в тексте Каммингса это «Единое Государство» описывается на основе документальных свидетельств пребывания автора в Советской России образца 1931 года. При этом оба текста выполнены в форме дневника – «записей» замятинского нарратора в первом случае и путевых заметок американского визитера – во втором. Роман «Мы» являет собой первый в истории образец антиутопии как жанра, в то время как экспериментальный травелог Каммингса моделируется как квазихудожественный, что также образует новый гибрид жанров. В основе модели «ЭЙМИ» – «Божественная комедия» Данте, а путешествие автора по «недочеловеческому коммунистическому государству» уподобляется спуску в ад – в «марксистский немир». Конфликт между лирическим Я поэта-авангардиста и коллективным МЫ советского общества порождает главную сюжетную линию «ЭЙМИ». В обоих рассматриваемых антисоветских романах используются техники психологического «потока сознания», что позволяет при их жанровой разнице (антиутопизм, с одной стороны, и «дневниковая» документальность, с другой) рассматривать их как модернистские нарративы. Роман Замятина впервые увидел свет в английском переводе в США в 1924 году (а позднее, в 1931-м – на французском языке во Франции). Посетив СССР в 1931-м и выпустив свой «антисоветский» дневник-памфлет в 1933-м, Каммингс мог быть знаком с замятинской книгой (хотя подтверждений этому разыскать пока не удалось), поскольку вращался в нью-йоркских и парижских литературных кругах в 1920–30-е годы.