XLIII Международная филологическая научная конференция

Моделирование образа города (по материалам ассоциативного эксперимента)

Анастасия Степановна Черноусова
Докладчик
доцент
Пермская государственная академия искусства и культуры

215
2014-03-14
14:20 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена проблеме, которая приобретает сегодня все большую и большую актуальность, – образу современного города. Необходимость формирования объективного образа городского пространства и горожан привела автора к экспериментальному способу получения достоверной информации о городе. Методика создания образа города через слова-ассоциации на стимул – название города позволила создать реальные образы городов Пермского края и отразить их культурологические и лингвистические составляющие.

Тезисы

Сегодня проблема образа города приобретает все большую и большую актуальность. Это связано с тем, что современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями основ жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи необходимо постоянно заниматься поиском решений, обеспечивающих формирование определенного образа среды с последующей целью влияния на данный образ.
Город представляет собой пласт ментальностей (этнической, национальной, индивидуальной, групповой, цивилизационной). Ментальное пространство города – это пространство личных переживаний, в котором проявляется ценностное отношение к окружающему, описываемое через категорию «образ города» (целостная модель, живущая в сознании человека). Данную модель мы предполагаем создать с помощью слов-ассоциаций, которые будут получены от жителей города как реакции на стимул – название города.
Способом сбора материала, обеспечивающим методическую базу наших исследований, выступает ассоциативный эксперимент.
В течение двух лет (2011, 2012 гг.) был проведен ряд свободных ассоциативных экспериментов, нацеленных на сбор информации о реальных составляющих образов городов Пермского края в наивном сознании горожан. Для исследования были выбраны города Пермского края Кунгур, Оса и Чернушка. Эксперимент проводился в письменной форме. Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из социологической части (указывается год рождения, место рождения, образование, профессия, пол) и собственно лингвистической с заданием: «Назовите 5 слов и выражений, которые первыми приходят в голову, когда Вы слышите слово «____» (далее – название города – Кунгур/Оса/Чернушка). Ассоциации, полученные в ходе экспериментов, были организованы в 5 тематических групп (ТГ): 1) Моя Родина; 2) Культура; 3) Промышленность города; 4) География и природные условия; 5) Оценка облика горожан.
На основе тематических групп построено ассоциативное поле образа каждого города и дан сравнительный анализ экспериментальных данных данных.