XLIII Международная филологическая научная конференция

Лингводидактическое описание учебника русского языка для иностранных учащихся 1–2 курсов

Марина Эдуардовна Парецкая
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет

25
2014-03-15
15:55 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе дается лингводидактическая характеристика учебника русского языка для иностранных учащихся-нефилологов гуманитарного профиля 1–2 курсов, созданного на кафедре РКИ ЮФУ. Определяется основная цель учебника – совершенствование коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности, а также обучение русской интонации, лексике, словообразованию и грамматике. Принцип представления грамматики – синтез структурно-семантического и функционально-коммуникативного аспектов ее описания. Отмечается наличие заданий, разработанных с учетом современных тестовых технологий.



Тезисы

1. Мотивом создания нового учебника для иностранных учащихся-нефилологов гуманитарного профиля 1–2 курсов, а также для иностранцев, изучавших русский язык на родине и готовящихся к поступлению в магистратуру или аспирантуру в российских вузах, стала ощутимая необходимость модернизации текстового корпуса и систематизации лексико-грамматического материала с целью повышения качества образовательного процесса в иноязычной аудитории. 2. Задания учебника разработаны как на базе традиционных методик преподавания РКИ, так и с учетом современных тестовых технологий. 3. Основная цель учебника – совершенствование коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности в общенаучной и социально-культурной сферах общения. На основе заданий развиваются навыки восприятия на слух информации, необходимой для адекватного речевого поведения в социуме. Тексты для чтения (публицистические, художественные), аудиоматериалы и видеосюжеты объединяются вокруг разговорной темы. Их тематическая актуальность вызывает у обучаемых желание высказывать свое мнение по рассматриваемым проблемам, что способствует развитию навыков монологической и диалогической речи. В учебнике предусмотрено обучение деловому письму и созданию вторичных текстов научного стиля речи. Также преследуется цель обучения иностранных учащихся русской интонации, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису на основе государственных образовательных программ и стандартов. 4. Главным принципом представления грамматического материала является сочетание структурно-семантического и функционально-коммуникативного аспектов его описания. Теоретические положения сопровождаются системой тренировочных упражнений: от наблюдения за использованием языковых единиц и их анализа через подстановку и трансформацию до выхода в продуктивную речь. В каждом разделе учебника учащимся предлагается самостоятельная работа. 5. Особое внимание в учебнике уделяется изучению языковых средств и механизмов слово- и формообразовании.