XLIII Международная филологическая научная конференция

Временные модели в романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»

Любовь Трифоновна Лавренова
Докладчик
докторант
Рижская средняя школа №93 и 55.

188
2014-03-11
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В 1928 году  печатается в шести номерах журнала «Звезда», а годом позже выходит отдельной книгой роман В. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове». Автор создаёт романную структуру, в которой причудливо соединяются модернистская и реалистическая традиция. Временные модели романа отражают  амбивалентную сущность новой эпохи. В картине мира романа сосуществуют две модели времени (циклическая  и линеарная), традиционная модернистская условность трансформируется в жизнеподобные модели хронотопа.  


Тезисы

Роман В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» может быть интерпретирован как  своеобразный художественный документ эпохи, в котором  пространственно-временные  категории существует во взаимодействии и взаимопроникновении, согласуясь с  утверждением М. Бахтина: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» (Бахтин: 1975, 234). Картина мира романа представляется существующей в  точно «измеренном» времени: события происходят вчера и сегодня, днём и ночью, утром и вечером, определяются временными единицами: секундами, минутами, часами, днями, неделями, месяцами, декадами, годом, эрой, эпохой. Вместе с тем актуально движение персонажей по жизненным кругам, и это  придаёт реальности характер нелинейного развития,  превращает время в вечность. Циклическое время характерно для старого мира. Консервативность создаётся медленнотекущим  временем, оно  лишено поступательного хода. Человек новой эры связан с творящей и творимой историей. Циклическое время сменяется линейным, которому свойственна поступательность и  эволюционный динамизм.  Историческое время датировано и требует от героя ответственности за историю и за себя. Примером могут служить реализуемые жизненные принципы Некрылова.  Деяния нового героя – «созидательного  максималиста», «скандалиста»  становятся своеобразным медиатором, переводящим старое циклическое время в новое – эволюционно-поступательное. Таким образом, можно говорить о неомифологическом характере художественного мира романа В. Каверина «Скандалист, или вечера на Васильевском острове». Пространственно-временные модели романа  отражают изменения, которые «свидетельствуют о сдвигах в мироощущении, мировоззрении личности, эпохи, о сдвигах, происходящих в культуре» (Ф. П. Фёдоров:1988, 15).