XLIII Международная филологическая научная конференция

Роль памяти в эссеистике Э.М.Форстера

Мария Георгиевна Соколовская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

191
2014-03-15
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается роль памяти в проблематике и поэтике эссе Эдварда Моргана Форстера (1879–1970). В качестве материала привлекаются эссе, посвященные вопросам литературы, искусства и культуры, а также эссе на исторические темы.

Тезисы

В отношении эссе обращение к категории памяти оправдано самими свойствами этого жанра – такими, как постоянное присутствие личности автора, соотнесенность с настоящим моментом, ассоциативность мышления, диалогичность. Форстер понимает искусство и, шире, культуру как процесс общения между людьми, целыми народами, разными эпохами. В эссе на исторические темы далекие по времени события предстают как часть «незавершенного настоящего» личного опыта писателя. Представляя  знакомых персонажей и известные события с неожиданной точки зрения, автор заставляет читателя сопоставлять новое восприятие с прежним, и этот творческий процесс становится частью эссе. «Бергсонианское» отношение к памяти находит отражение и в стиле произведений Форстера – в частности, в «ритме», который писатель определяет как «повторение плюс вариация». Повторяющиеся образы, фразы, обрывки фраз переходят из контекста в контекст, принося с собой прежние ассоциации и приобретая новые; меняются сами и меняют свое окружение. Прошлый эмоциональный опыт "припоминается" на уровне подсознания и включается в настоящий. В книге «Александрия: история и путеводитель» (1922) события, разделенные во времени, воспринимаются одновременно, повторяясь в разных контекстах-маршрутах и обрастая неожиданными ассоциациями. Пространство и время словно обмениваются свойствами: пространство Александрии впитало в себя ее историю, а по времени можно путешествовать. Сама структура книг александрийского цикла, объединенных повторами и лейтмотивами, подчинена идее памяти, «вечного возвращения».