XLIII Международная филологическая научная конференция

Метод моделирования типовых моделей предложения научно-учебного текста

Светлана Алексеевна Вишнякова
Докладчик
профессор
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии МТО им. А.В. Хрулёва

25
2014-03-15
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются гносеологические особенности и приемы метода моделирования типовых моделей предложения научно-учебного текста. Анализируются гносеологические функции типовой модели предложения: отображательная функция типовой модели предложения и модель как средство получения новых знаний о замещаемом объекте – предложении. Рассматривается использование общедидактических и частнометодических приемов обозначенного метода.



Тезисы

Целью данных тезисов является показать гносеологические особенности и приемы метода моделирования типовых моделей предложения научно-учебного текста. Обозначенный метод является частнометодическим, опирается на характеристики общенаучного метода моделирования – гносеологические функции (отображательную и получения новых знаний о замещаемом объекте) и свойства модели. При моделировании типовой модели предложения следует соблюдать условия, обязательные для любого моделирования. Условие отражения предполагает отражение определенных типовых моделей предложения в соответствующих типовых фрагментах научно-учебного текста. Специфическое условие – корректное употребление типовых моделей предложения, обусловленное учетом валентности лексических единиц. Условие репрезентации – это способность замещать предложение в его основных структурно-смысловых связях. Условие экстраполяции означает, что модельный образ типового предложения помогает восстановить содержательную сущность предложения, главные структурно-семантические связи, помогает в развитии информации типового фрагмента текста. При моделировании предложения используется общенаучные частнонаучные логические приемы. Распространенным общенаучным приемом данного метода является прием сравнения. При работе над типовыми моделями научного текста могут преследоваться разные цели сравнения: установление синонимического сходства типовых моделей предложения; установление целесообразности антонимического употребления типовых моделей предложения; выяснение сходства и различия типовых моделей предложения по признакам синтаксической и лексической сочетаемости. Анализируемый метод используются при моделировании готового текста в целях оптимизации его пересказа и при создании монологического высказывания на научную тему.